Историко-архивный институт Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ РГГУ
Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ
   новости гостевая руками студентов наши друзья блог фотоархив библиотека карта сайта о сайте поиск
Чему учим Кто учит Что получается
Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ
Профили бакалавриата ФТАД
Открыт прием:
Аудиовизуальные коммуникации
Научно-технические и бизнес-архивы
Электронные документы и архивы
 
Абитуриенту 2013

Ведется обучение:
Аудиовизуальные коммуникации
Бизнес-архивы
Историческая информатика
 
Открыт прием в магистратуру:
Аудиовизуальные коммуникации и медиа-технологии

Аспирантура

О факультете
История ФТАД
Материальная поддержка студентов
Расписание занятий
Зачеты и экзамены
О ФТАД
Магистерские программы ФТАД
 

Концепция магистерской программы "АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ И МЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ"

Направление: 030400 (520800) История

Актуальность открытия магистерской программы базируется на необходимости повышения качества медиаобразования в РГГУ и совершенствования многоуровневой системы профессиональной подготовки.

Открытие в ИАИ РГГУ магистерской программы "Аудиовизуальные коммуникации и медиатехнологии" основано на реализуемой с 2004 года программе подготовки специалистов "Аудиовизуальные коммуникации". Опыт образовательной деятельности в этой сфере уже существует в учебных заведениях зарубежных стран и поэтому в условиях развития Болонского процесса его внедрение в практику российского высшего образования представляется актуальным. Реализация магистерской программы "Аудиовизуальные коммуникации и медиатехнологии" должна также способствовать плодотворному обмену опытом между учреждениями СМИ, специализированными архивами и Историко-архивным институтом РГГУ. Конечной целью подготовки магистров в рамках данной программы является получение диплома РГГУ по направлению "История".

Нормативными документами при подготовке программы стали Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)" от 25 октября 2007 г. и приказ Министра образования и науки РФ № 62 от 23 марта 2006 г. "Об образовательной программе высшего профессионального образовательного специализированной подготовки магистров".

В Историко-архивном институте накоплен богатый опыт изучения историко-архивоведческих и специальных дисциплин, методов архивоведческого и исторического анализа документов в рамках технотронного и классического источниковедения, разработана методика научного описания, учета, обеспечения сохранности, классификации и использования различных видов аудиовизуальных и письменных исторических документов, сформированы методы подготовки специалистов в области применения компьютерных и медиатехнологий в рамках работы информационных учреждений, проведения исторических исследований. В период развития информационных технологий, изменения форм и типов документов и самого процесса документирования представляется своевременным вооружить архивистов и историков новыми информационными технологиями, которые позволили бы ответить на вызов времени. В РГГУ достаточно продолжительное время в учебные программы включались курсы, посвященные информационным коммуникациям и технологиям. Вместе с тем органического соединения классических форм историко-архивоведческой обработки и анализа документов с возможностями новых - аудиовизуальных и компьютерных - технологий еще не произошло, что затрудняет интеграцию современных научных и технических достижений в учебный процесс.

Открытие научно-исследовательской магистерской программы по направлению "Аудиовизуальные коммуникации и медиатехнологии" позволит привлечь к участию в ней сотрудников архивных служб, музейных учреждений, творческих организаций, Российской академии наук и средств массовой информации, исследующих проблемы сохранения и использования национальной кинофотофонодокументальной памяти.

Многолетний опыт преподавательской и научной деятельности сотрудников Историко-архивного института РГГУ, среди которых встречаются ученые с мировой известностью, позволяет качественно осуществить подготовку магистра по направлению "История" в рамках магистерской программы, имеющей лицензию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ.

Учебный план магистерской программы "Аудиовизуальные коммуникации и медиатехнологии" основан на положениях Концепции данной магистерской программы и сформирован в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Главные особенности Учебного плана определены научно-исследовательским типом магистерской программы и состоят в следующем:

  1. Существенная часть дисциплин магистратуры ориентирована на параллельное освоение магистрантами методов научного исследования; навыков квалифицированной практической деятельности в культурно- информационной сфере, создания самостоятельных творческих проектов и использования современных форм научной коммуникации.

  2. Данная магистерская программа предоставляет широкий спектр дисциплин по выбору магистранта, которые обеспечивают чёткую предметно-профессиональную направленность его подготовки и при этом отражают специфику современных направлений развития документоведения и архивоведения.

Структура и общее содержание Учебного плана основаны на требованиях Государственного образовательного стандарта.

Содержание дисциплин направления, предусмотренных Государственным образовательным стандартом, связано со спецификой магистерской программы "Аудиовизуальные коммуникации и медиатехнологии". Дисциплины федерального компонента формируют фундаментальные основания для освоения дисциплин национально-регионального компонента и дисциплин специализации.

Первая дисциплина федерального компонента - "Современные проблемы истории" - предполагает системное рассмотрение особенностей развития научного исторического знания. Её главной дидактической задачей является анализ содержания тех вопросов, которые могут быть актуальными для современного и для будущих поколений профессиональных исследователей. В процессе изучения данной дисциплины магистрантам предоставляется возможность не только получить базовые знания в сфере методически разнообразных способов решения обозначенных теоретических проблем, но и возможность творчески проявить эти воспринятые знания.

Вторая дисциплина в данном компоненте - "История и методология научного познания" - призвана решить две одинаково значимые образовательные задачи. В процессе её изучения будет обобщён и систематизирован уже имеющийся у магистрантов опыт анализа происхождения и содержания сосредоточенных, прежде всего, в архивах документов. При этом данный опыт будет максимально актуализирован путём дополнения к нему современных представлений об основах источниковедческой критики, что обозначает вторую образовательную задачу данной дисциплины.

Дисциплина "Компьютерные технологии в исторической науке и образовании" позволит обучающимся в оптимальной мере использовать современные программные и технические средства в ходе применения полученных теоретических и методических знаний. Её преподавание особенно важно с учётом интенсивного развития архивных учреждений и аудиовизуальных средств массовой коммуникации в качестве информационных систем.

Дисциплины федерального компонента создают теоретический и методологический фундамент для организации преподавания всех остальных дисциплин Учебного плана. Исходя из этого, дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента призваны информационно развивать и специализировать содержание дисциплин федерального компонента. В данной программе такими дисциплинами являются "Медиапродукция в аудиовизуальных СМИ", "Аудиовизуальное документирование в медиабизнесе", "Теория и методика аудиовизуальных коммуникаций". Выбор именно таких дисциплин в качестве составляющих национально-регионального (вузовского) компонента образовательной программы обусловлен следующими факторами:

  • изучение информационных особенностей творческой продукции, создаваемой телевизионными и радиокомпаниями, позволит выявить их содержательное, жанровое и эстетическое своеобразие; подчеркнуть необходимую в современных экономических условиях связь между потребительским спросом на аудиовизуальную продукцию и производственными результатами деятельности средств массовой информации;

  • освоение курса "Аудиовизуальное документирование в медиабизнесе" позволяет проследить историю создания аудиовизуальных медиапродуктов на протяжении XX и начала XXI века; преподавание данной дисциплины отличается ярко выраженным сочетанием исторического, культурологического и технологического аспектов создания кино-, фото-, фонодокументов и видеофонограмм, что обеспечит практическую направленность преподавания данной дисциплины;

Следующий блок дисциплин, по выбору студентов в рамках национально-регионального компонента, призван, с одной стороны, разграничить, а с другой - углубить и профессионально ориентировать теоретические и практические знания магистрантов по дисциплинам федерального и национально-регионального (вузовского) компонентов программы.

Специальные дисциплины по выбору отражают актуальное состояние теоретических, методических и практических знаний в области документоведения и архивоведения аудиовизуальных документов. Структура этих дисциплин обусловлена характером приоритетов и перспектив профессиональной ориентации магистрантов и имеет, в том числе, очевидные прикладные свойства. Выбирая при консультативной помощи научного руководителя четыре дисциплины из восьми, магистрант определяет приоритетный для себя комплекс предназначенных для аналитического исследования информационных ресурсов и организационную сферу работы с ними, для освоения которой также создаются необходимые предпосылки.

Общая логика построения программы обусловила выделение следующих дисциплин по выбору студентов в рамках национально-регионального (вузовского) компонента: "Международное архивное право", "Международное информационное право", "Архивы радио и телевидения", "Архивы информационных агентств и медиапериодики", "Аудиовизуальные документы в исторических исследованиях", "Аудиовизуальные документы в культурно-образовательной среде".

Данные дисциплины отражают значимые исследовательские, культурные и юридические аспекты развития архивоведения, документоведения и других информационных наук. Кроме того, с их помощью подчеркивается ориентация программы на формирование у магистрантов навыков использования аудиовизуальных документов в научной работе и журналистской деятельности.

Курс "Международное информационное право" посвящен интенсивно развивающейся в последние десятилетия отрасли права. В нем в системном и комплексном ключе рассматриваются существующие в англо-американской и континентально-европейской юридической традициях подходы к обеспечению диспозитивности процессов создания информационных ресурсов, хранения документированной информации, использования информации в средствах массовой коммуникации. В качестве отдельного аспекта информационных отношений анализируются вопросы международного авторского права.

С помощью дисциплины "Аудиовизуальные документы в исторических исследованиях" магистранты освоят приемы и методы источниковедческой критики кино-, фото- и фонодокументов, представления о которых подвергаются систематическому обновлению в условиях развития современного информационного общества. Кроме того, коммуникативная направленность занятий по данной дисциплине даст учащимся возможность повысить качество подготовки своих магистерских диссертаций.

В магистерской программе предусмотрен следующий перечень специальных дисциплин, определяемых требованиями специализации. В число этих дисциплин входят "Информационная политика в сфере культуры", "История и теория аудиовизуальной журналистики", "Кинофотофонодокументальное источниковедение", "Аудиовизуальная культура современного общества", "Международные стандарты и технологии в медиапространстве", "Архивы устной истории", "Аудиовизуальные архивы зарубежных стран", "Электронные ресурсы России и зарубежных стран", "Визуальная культура современного общества", "Аудиокультура XX - начала XXI веков", "Информационный менеджмент в аудиовизуальных архивах", "Бизнес-технологии в деятельности СМИ", "Аудиовизуальные источники по истории зарубежных стран", "Аудиовизуальные документы как источник по истории России" .

В курсе "История и теория аудиовизуальной журналистики" предполагается проанализировать основные проблемы работы с документами радиовещания и телевидения, разрабатывавшиеся отечественными и зарубежными исследователями на протяжении XX - начала XXI веков; дать характеристику этапам развития науки в области изучения произведений аудиовизуальной журналистики; рассмотреть в культурно-феноменологическом аспекте творчество наиболее видных представителей данного исследовательского направления; обозначить основные перспективы его развития, определяемые самими исследователями на отечественном и международном уровнях.

Цель курса "Международные стандарты и технологии в медиапространстве" - сформировать отвечающего современным профессиональным требованиям специалиста в области анализа и практического использования принятых на международном уровне стандартов работы с аудиовизуальными и электронными документами; выработать у него навыки создания ресурсов информационного характера с использованием современного программно-технического обеспечения; дать характеристику опыта разработки, содержательных особенностей и практического применения действующих международных стандартов на российских и зарубежных предприятиях, относящихся к сфере средств массовой коммуникации.

Магистерская программа отличается от иных образовательных программ своей научно-исследовательской ориентированностью. Поэтому в ней предусмотрено проведение научных спецсеминаров.

Научные спецсеминары являются формой занятий, ориентированных на вовлечение магистрантов в научную жизнь Историко-архивного института и его научно-образовательных партнёров. На специальных занятиях магистранты обсуждают с преподавателем содержание заседаний конференций, семинаров, круглых столов, в работе которых они принимали участие. Основная форма отчётности по этой дисциплине - написание отчётов-рецензий о состоявшихся научных мероприятиях.

Требования к подготовке выпускников магистерской программы:

  1. Реализация основных требований к знаниям и умениям магистранта обеспечивает, прежде всего, освоение Федерального компонента по дисциплинам образовательной части программы специализированной подготовки по направлению "История". Предполагается, что студенты, получившие диплом бакалавра или специалиста, будут иметь базовую вузовскую подготовку по истории, документоведению, истории культуры и теории права. Они должны также овладеть основными теоретическими знаниями и практическими навыками в области источниковедения и архивоведения. Программа теоретических курсов и практических занятий нацелена на овладение всей совокупностью методов управления документацией в сфере аудиовизуальных коммуникаций.

    Овладение в полном объеме новейшими компьютерными технологиями хранения, передачи и использования информации, сложившимися в современной структуре государственного управления, в сфере частного бизнеса и т. п. позволит решить ряд неотложных научных и практических задач, связанных с развитием государственных и ведомственных архивов, хранящих изобразительные и звуковые документы ; с формированием в них архивных справочников различной формы и видовой принадлежности в машиночитаемой форме.

  2. Знания и навыки, полученные магистрантами, должны предоставить им возможность принять участие в научном и практическом развитии различных областей документоведения и архивоведения в сфере аудиовизуальных коммуникаций. В состав этих знаний и навыков входят:

    • современные историографические представления об аудиовизуальных материалах хроникально-документального и художественного типов

    • развитие методологических, методических и практических основ архивоведения и источниковедения кино-, фо-то-, фоно- и видеодокументов с учетом внедрения в функционирование уже сложившихся информационных систем новых компьютерных технологий в современных условиях документационного обеспечения общественных отношений;

    • использование представлений о юридических основаниях деятельности научно-исследовательских и культурно-просветительских организаций;

    • презентация памятников историко-культурного документального наследия в рамках создаваемой аудиовизуальной продукции;

    • создание программ телевидения и радиовещания в целях развития исторических исследований и архивного дела;

    • применение компьютерных технологий в сфере медиабизнеса.

    Для магистрантов, специализирующихся в изучении источниковедческих и документоведческих дисциплин, даются знания, позволяющие им значительно расширить спектр методик изучения создаваемой аудиовизуальной продукции. Методология и методика, применяемые в современных научных исследованиях журналистской практике, станет предметом их исследований. Будет приветствоваться изучение методологических проблем источниковедения и архивоведения аудиовизуальных документов.

    Более полную реализацию специальных требований к знаниям и навыкам обеспечивают дисциплины по выбору магистранта, в соответствии с его специализацией.

  3. Исследовательская часть программы предполагает:

    • овладение навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;

    • в умении формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний;

    • в способности выбирать необходимые методы исследования, модифицировать и улучшать существующие, исходя из задач конкретного исследования, обрабатывать полученные результаты с привлечением современных информационных технологий;

    • в умении в одинаковой степени работать с литературой и источниками на русском и иностранных языках.

    Учебный план программы, составленный на базе традиций отечественного и международного образования, предусматривает несколько возможностей реализации программы. Он нацелен на углубленное изучение создания и распространения аудиовизуальной продукции в различных странах , на проведение "диссертационного семинара", "научных семинаров", на участие магистрантов в межотраслевых научно-исследовательских программах. Навыки научной работы осваиваются магистрантом в рамках ежегодно формируемых научноисследовательских планов.

Cтруктуры для прохождения производственной практики

Для закрепления и расширения получаемых в процесс обучения знаний, умений и навыков магистранты проходят производственную практику. Местами для ее прохождения являются учреждения, в которых они смогут оказаться востребованными на квалифицированных должностях. Этими учреждениями являются федеральные и региональные архивы России (РГАКФД, РГАФД, ЦАЭиАДМ); предприятия теле- и радиовещания (Первый канал телевидения, учреждения ВГТРК), информационные агентства (РИА "Новости"), предприятия медиабизнеса.

Сферы профессиональной реализации выпускников.

Выпускники магистерской программы подготовлены, прежде всего, к обучению в аспирантуре и продолжению научно-исследовательской работы в области:

  1. аудиовизуальной журналистики;

  2. исследования изобразительных и звуковых источников;

  3. создания и хранения документов телевидения и радиовещания;

  4. применения новых информационных технологий в развитии исторических, архивоведческих и культурологических исследований.

    Кроме того, выпускники данной магистерской программы могут быть востребованы в таких сферах деятельности, как преподавание в высших учебных заведениях, в академических институтах, в крупнейших архивных центрах и центрах документации России.

 
 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, пишите на support@ftad.ru
 Контактная информация ФТАД: Москва, ул. Никольская, д. 7/9, т. (495) 698-36-23

Система обратной связи работников, студентов и аспирантов с администрацией университета Рассылка 'Новости ФТАД' Rambler's Top100 Rambler's Top100 Архивы России