Более восьмидесяти лет Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) собирает и бережно хранит фотографии по истории нашего Отечества. Архивисты стремились не пропустить ни одну грань жизни страны и людей, ни одно важное историческое событие, ни одно исторически значимое лицо. На сегодняшний день собрание фотодокументов РГАКФД превышает миллион единиц хранения. Авторами снимков являются такие прославленные мастера русского и советского фотоискусства, как Андрей Деньер, Сергей Левицкий, Карл Булла, Максим Дмитриев, Карл Фишер, Штейнберг, Борис Игнатович, Моисей Наппельбаум, Макс Альперт, Аркадий Шайхет, Георгий Петрусов, Дмитрий Дебабов, Николай Свищов-Паола, Николай Петров, Наум Грановский и многие другие. Одним из интереснейших комплексов фотодокументов, обладанием которым архив особенно гордится, является коллекция снимков фотографа Петра Адольфовича Оцупа (1883-1963).
Жизнь знаменитого фотографа складывалась, на наш взгляд, удивительно удачно. Судьба как будто вела его за собой, проходя, между тем, не просто "на фоне", а в теснейшем переплетении с историей России XX века. Мальчиком он был отдан в подмастерья к петербургскому фотографу - так определилось дело всей его жизни. Бурное начало двадцатого столетия превратило его из павильонного фотографа в фотохроникера. Одним из первых в России он обратился к фоторепортажу и оставался, верен ему всю свою творческую жизнь. С 1900 по 1917 год П.А. Оцуп был фотокорреспондентом журналов "Нива", "Родина", "Искры", "Огонек", "Солнце России". С тяжелым громоздким фотоаппаратом он изъездил почти всю страну. "Я путешествовал с большими деревянными камерами... Кассеты тоже были деревянные. Каждый негатив весил около фунта, а все мое снаряжение - больше пуда"1. В Русско-японскую войну2 П.А. Оцуп был военным фотокорреспондентом; для журнала "Летопись войны 1904-1905 гг." он снимал в осажденном Порт-Артуре3. Фоторепортер Оцуп запечатлел события русской революции 1905-1907 гг. и боевые эпизоды Первой мировой войны. Кроме того, дореволюционные годы им была создана целая галерея фотопортретов знаменитых россиян. Лев Толстой, Антон Чехов, Максим Горький, Илья Репин, Михаил Нестеров, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Сергей Рахманинов и многие другие крупнейшие представители российской культуры позировали перед объективом его фотокамеры.
Появляясь в самых неожиданных местах, "вездесущий Оцуп" становится летописцем событий 1917 года - таких значимо-трагических для нашей страны. В дни Октябрьского вооруженного восстания в Смольном4 он был единственным из фотографов, на II съезде Советов5 - одним из создателей фотолетописи Октябрьской революции в России и одним из первых советских фоторепортёров. Этот переход, к счастью, не заставил П.А. Оцупа ломать себя, "становиться на горло собственной песне" Его всегда влекли масштабные события, переломные моменты истории, люди, эту историю делающие.
Петр Оцуп снимает на фронтах Гражданской войны6 создает портреты видных советских военачальников. Большую известность получили сделанные им в 1918-1922 годах снимки В.И. Ленина. И пусть сейчас мы смотрим на те давние события без прежнего безоглядного пиетета, ценность его снимков для истории меньше от этого не становится. Строгая документальность и острая публицистичность сделали их свидетелями времени, образами эпохи.
В 1919-1935 гг. П.А. Оцуп работал заведующим Фотостудией Реввоенсовета республики, Фотографии ВЦИК руководил Фотостудией ВЦСПС. В эти годы объектами съемок фотографа становятся заседания различных съездов конференций, торжественные парады и демонстрации на Красной площади, крупнейшие стройки периода индустриализации. Снимки П.А. Оцупа неоднократно публиковались в газетах "Правда", "Известия", журналах "Красная звезда", "Коммунистический интернационал", "Красная нива", "Красная панорама", "Советское фото", "Огонек". Многочисленные фотоработы в течение десятилетий иллюстрировали книги, учебники истории.
РГАКФД хранит значительный комплекс фотодокументов П.А. Оцупа за 1904-1940-е гг., поступивших на хранение в разное время, в т.ч. из Фотографии ВЦИК и Фотостудии ВЦСПС, но в связи с отсутствием в системе научно-справочного аппарата архива полного каталога работ фотографов говорить о точном количестве фотографий Оцупа в фонде РГАКФД в настоящее время не представляется возможным.
Однако, в начале 1970-х годов на хранение в центральный государственный архив кинофотодокументов СССР (так тогда назывался нынешний РГАКФД) из центрального партийного архива Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (ЦПА ИМЛ) был передан комплекс фотографических работ П.А. Оцупа, состоявший из двух частей.
Первая часть - это около 300 негативов и дубль-негативов на стеклянных основах от нулевого (2,4 х 3,6 см) до шестого (24 х 30 см) размера. Так как не все документы имеют точную датировку, то хронологические рамки здесь можно определить как конец 1900-х - конец 1940-х годов. Дореволюционных снимков - около двадцати (прижизненные снимки Льва Толстого и съемки его похорон, портреты Антона Чехова, Максима Горького, Федора Шаляпина, Марии Савиной; митинги и демонстрации лета 1917 г.). Большая же часть - это фотодокументы советского периода. Здесь и крупные политические события: митинги, парады, демонстрации, торжественные заседания и слеты 1918-1920-х годов. И как парадные, так и достаточно камерные портреты и снимки известных политических деятелей - Андрея Андреева, Феликса Дзержинского, Надежды Крупской, Михаила Цхакая, Александра Цюрупы, Эрнста Тельмана, Клары Цеткин и др., военачальников - Оки Городовикова, Сидора Ковпака, Николая Кузнецова, Бориса Шапошникова и др., деятелей науки - Александра Опарина, Александра Фрумкина и др., деятелей культуры - Владимира Маяковского, Александры Яблочкиной и др. Сюда же входит серия снимков (более 40 ед. хр.) из авторских фотоочерков "Урал кует оружие победы", выполненных в годы Великой Отечественной войны на уральских оборонных предприятиях уже немолодым фотографом.
Художественный уровень снимков данного комплекса документов не одинаков, но историческая ценность подавляющего большинства из них не подлежит сомнению.
Вторую часть переданных на хранение в РГАКФД из ЦПА ИМЯ фотодокументов П.А. Оцупа составили авторские позитивные отпечатки. Следует отметить, что, к сожалению, коллекция, поступившая в архив, не имела описи работ фотографа. Одновременно в архив поступил каталог выставки фотографий П.А. Оцупа на историко-революционные темы, состоявшейся в Центральном доме Красной Армии имени М.В. Фрунзе в 1947 году и посвященной 50-летию творческой деятельности мастера. В каталоге нет изображений фотографических работ. Издание содержит только подробное описание содержания 189 снимков, экспонировавшихся на персональной выставке фотографа, с указанием точных размеров отпечатков.
Так как фотографии поступили на хранение в архив без надлежащей описи, сотрудниками РГАКФД была осуществлена серьезная работа по их атрибуции. Анализ содержания каталога утвердил нас в мысли, что на хранении в РГАКФД находятся авторские работы, представляющие собой фотографии, большая часть которых экспонировалась на юбилейной выставке П.А. Оцупа в 1947 году. Эти два комплекса (список снимков из каталога и позитивные снимки, хранящиеся в РГАКФД) не являются полностью идентичными. Часть заявленных в каталоге фотографий на хранении отсутствует, а часть хранящихся выходит за рамки каталога.
Идентификация проводилась как по содержанию документов, так и с учетом их размеров. Например, аннотации разных портретов одного человека или сходных событий ("Парад на Красной площади") могли быть одинаковы. Иногда же у снимка, абсолютно совпадающего по изображению с аннотацией в каталоге, реальные размеры не совпадали с заявленными. Нельзя, вероятно, полностью исключить и возможные ошибки при составлении каталога выставки фотографа 1947 г. Анализ литературы по истории советской фотографии и иллюстрированных периодических изданий 1920-1930-х гг. позволил выявить опубликованные снимки Оцупа. Это также помогло атрибутировать отдельные фотографии.
На фотографических работах - многолюдные митинги, демонстрации, происходившие в Петрограде и Москве, начиная еще с предреволюционных месяцев, а затем в 1920-е годы; сцены у Смольного в октябрьские дни 1917 г.; военные парады на Красной площади. "Зима 1919 г. Парад Всевобуча7. Московские пролетарии в полушубках, шинелях, кожаных куртках. Быть может, им не хватает военной выправки, но сколько решимости и твердости в этих рабочих батальонах. Кажется, что они впечатывают в булыжник страницы истории. И еще один парад... Шпиль кремлевской башни с двуглавым орлом. В небе пять самолетов! Первый воздушный парад над Красной площадью. Первые крылья Страны Советов!"8
П.А. Оцуп снимает на фронтах Гражданской войны, рейды 1-й Конной Армии на Южном фронте. Без внимания фотографа не остаются ни боевые учения, ни походная жизнь и летние лагеря РККА.
Им создана целая галерея портретов советских политических и военных деятелей: Михаила Калинина, Иосифа Сталина, Якова Свердлова, Вячеслава Молотова, Михаила Фрунзе, Климента Ворошилова, Семёна Будённого, Григория Котовского Валериана Куйбышева, Сергея Кирова и других, а также зарубежных деятелей - Клары Цеткин, Анри Барбюса и др.
"Большую ценность имеют снимки П.А. Оцупа, показывающие делегатов и делегаток первых партийных съездов и съездов Советов... В частности, Оцуп фотографировал впервые вышедших на демонстрацию в день народного праздника артистов Московского Художественного театра с лозунгом "Искусство - трудящимся"9.
С 1918 года в стране начинается снос монархических памятников. Новое государство отдает предпочтение созданию произведений революционного монументального искусства. Памятники создавались как временные из дешевых материалов. Лучшие из них предполагалось перевести в вечные материалы. Одним из образцов монументальной пропаганды являлся памятник "Освобожденный труд", торжественное открытие которого на Красной площади в 1922 г. запечатлел П.А. Оцуп10.
Следует отметить, что фотографические работы П.А. Оцупа характеризует не только строгая документальность и острая публицистичность, но и высокая художественная выразительность и мастерство исполнения. "Он стремился избегать внешних эффектов и неоправданных ракурсов. Большинству работ присущи лаконизм и простота. Скупость изобразительной формы вполне отвечала духу эпохи, такой же суровой и строгой"11.
В коллекции РГАКФД 142 оригинальных фотоотпечатка. Хронологические рамки событий - 1917-1942 гг. Почти все выполнены автором в 1920-1930-е годы, остальные - непосредственно к выставке в 1947 г. Отпечатки имеют единое художественное оформление (подложка, паспарту, наличие тиснения), на фотографических работах присутствует авторская ретушь; почти все фотографии крупного формата (от 13 х 57 до 48 х 59 см). Установлено, что 98 отпечатков из коллекции РГАКФД демонстрировались на персональной выставке фотографа 1947 г.
Одна фотография - портрет Иосифа Сталина (1925 г.) - содержит автограф П.А. Оцупа.
Фотографии представляют собой выполненные на высоком профессиональном уровне позитивные отпечатки, в большинстве своем - прекрасно сохранившиеся. Лишь некоторые имеют возрастные изменения.
Аннотации к фотографиям в настоящем издании даются в соответствии с авторскими аннотациями П.А. Оцупа по каталогу персональной выставки фотографа 1947 г. Так как ряд фотографий был опубликован в периодической печати в 1920-1930-е гг., приводится двойная датировка авторских снимков (при выявленных расхождениях в датах опубликованных фотографий и указанных по каталогу).
Из заявленных в каталоге выставки 1947 года 189-ти снимков за 1917-1943 гг. в РГАКФД хранится 98 фотографий. Следует отметить, что обе части коллекции (негативы и позитивные авторские отпечатки), частично дублируя (41 единица хранения существует как в негативе, так и в позитиве), в значительной степени дополняют друг друга, делая единую коллекцию работ П.А. Оцупа, хранящуюся в РГАКФД, значительно более информационно насыщенной и художественно значимой.
Таким образом, коллекция авторских работ П.А. Оцупа, переданных в свое время в архив, на 91 снимок меньше, чем экспонировавшаяся на выставке 1947 года. Была ли выставка полностью передана на хранение в РГАКФД из НМЛ? Видимо, нет. Особенно, если вспомнить еще 47 авторских отпечатков, входящих в этот же комплекс, но не имеющих прямого отношения к выставке. Где в настоящее время находятся недостающие снимки, в том числе 36 портретов В.И. Ленина (за 1918-1924 гг.), выставлявшихся в 1947 году и, в частности, фотография П. Оцупа "В.И. Ленин за "Правдой" (1919 г.) с автографом вождя?12 Попытка их разыскать в период подготовки нынешней выставки принесла весьма скромные результаты. Лишь две подлинные фотографии П. Оцупа были выявлены в экспозиции музея-квартиры В.И. Ленина в Кремле (ГИМЗ "Горки Ленинские").
Одна из них - "Портрет В.И. Ленина" (16 октября 1918 г.). Фотография получила большую известность. Этот погрудный портрет в анфас, являющийся одним из самых тиражируемых, "послужил оригиналом для изображения вождя на советских денежных знаках и марках"13.
Вторая - "В.И.Ленин в своем кабинете в Кремле" (Москва, 4 октября 1922 г.). Это одна из последних фотографий В.И. Ленина в своем кабинете. По ней осуществлялась реконструкция обстановки кабинета вождя в период организации музея-квартиры В.И. Ленина.
Вопрос о судьбе и местонахождении остальных снимков в настоящее время остается открытым.
За шестьдесят лет творчества П.А. Оцупом было создано около 40 тысяч фотонегативов. В 1947 г. за заслуги перед родиной и в связи с пятидесятилетием творческой деятельности П.А. Оцуп был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1962 г. - орденом Ленина.
То, чем располагает Российский государственным архив кинофотодокументов, - это лишь "россыпи", "брызги", "искры" фотографического наследия фотографа.
Кроме РГАКФД, фотодокументы П.А. Оцупа на хранении имеют еще несколько архивов и музеев. Так Государственный архив Российской Федерации обладает коллекцией подлинных фотографий фотографа за 1910-1917 гг. Среди них, в частности, смотры гвардейских полков в Высочайшем присутствии. Фотографии поступили на хранение в архив в начале 1920-х гг. в составе материалов начальника канцелярии министерства Императорское двора и уделов А. Мосолова. Эти фотографии в основное предназначались для передачи участникам смотров гвардейских полков. Как правило, на обороте снимков имеется список фамилий офицеров, для которых эти фотографии были напечатаны. К сожалению, выполняя заказы канцелярии императора, в фотоателье не всегда ставилась личная печать фотографа на изготовленные фотоотпечатки. Поэтому из имеющегося большого объема фотографий, хранящихся в фонде императора Николая II, определить автора и правильно атрибутировать снимки крайне затруднительно.
Достаточно представительный комплекс подлинных фотодокументов, включая оригинальные негативы, хранит Центральный государственный архив кинофотофонодокуметов г. С.-Петербурга. К ним относятся фотографии П.А. Оцупа, выполненные в период работы фотографа в качестве корреспондента журнала "Нива".
Российский государственный исторический архив на хранении имеет подлинные снимки фотографа периода Первой мировой войны14, в том числе, фотографии императора Николая II и наследника-цесаревича великого князя Алексея Николаевича во время пребывания в Ставке Верховного Главнокомандующего15.
В Российский государственный архив социально-политической истории (бывший Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС) после постановления ЦК КПСС об упорядочении хранения и мерах обеспечения долголетней сохранности ленинских кинофотодокументов в течение 1947-1950 гг. были собраны почти все существующие фотографии В.И. Ленина. Авторство 39 из них принадлежит П.А. Оцупу.
Всего на хранении РГАСПИ имеет около 2000 единиц оригинальных фотодокументов П.А. Оцупа, которые были переданы в архив вдовой фотографа в 1963 г.
Отдельными авторскими фотографиями обладают Российский государственный архив литературы и искусства, Центральный государственный музей современной истории России (бывший Центральный государственный музей Октябрьской революции), Центральный музей Вооруженных Сил и Музей истории фотографии (Санкт-Петербург).
Первая персональная выставка мастера состоялась в 1911 году. Затем были выставки в 1940, 1947, 1956 (передвижная) годах. Последняя, приуроченная 75-летию со дня рождения, демонстрировалась в Доме журналистов в 1958 году. Нынешняя выставка работ фотографа проходит уже в XXI веке, и представленные на ней замечательные фотографии Петра Адольфовича Оцупа - лучшее подтверждение того, что их автору удалось прожить жизнь в гуще событий, стать не только их свидетелем, но и летописцем, общаться со множеством неординарных, "знаковых" личностей в истории своей страны, занимаясь всю жизнь любимым делом и достигнув в нем вершин мастерства, признания современников и потомков.
1 Фотожурналист и время. Москва.- М., Планета. - 1975 г. - С. 19.
2 Русско-японская война (1904-1905) - война за господство в северо-восточном Китае и Корее. Начата Японией.
3 Порт-Артур - военно-морская крепость России. Оборона (27.01.1904-20.12.1904) во время русско-японской войны.
4 Смольный - архитектурный ансамбль в Санкт-Петербурге. В октябре 1917 здесь было сосредоточено руководство подготовкой и проведением Октябрьского вооруженного восстания в Петербурге.
5 Всероссийский съезд Советов - (25.10.1917) - провозгласил диктатуру пролетариата на территории Российской империи. Первый съезд, ставший высшим органом власти.
6 Гражданская война (1917-1922) - вооруженная борьба за власть между представителями различных классов и социальных групп бывшей Российской империи, начавшаяся после захвата власти большевиками в ходе Октябрьской революции 1917г.
7Всевобуч - всеобщее военное обучение граждан СССР. Проводился в соответствии с декретом ВЦИК в 1918-1923. Существовал также во время Великой Отечественной войны.
8 В. Канн. Красная Армия в работах П. Оцупа//Советское фото. - 1940. - № 2. -С. 4.
9 С.А. Морозов. Советская художественная фотография. - М.; Искусство. - 1958. - С. 13.
10 Каталог выставки фотографий на историко-революционные темы П. А. Оцупа.//М., Л., Искусство.- 1947 (кат. № 122 "Митинг на Красной площади у временного памятника "Пролетарский труд". 1922 г.).
11 Л. Волков-Ланнит. История пишется объективом // М., Планета. - 1971 г. - С. 77.
12 П.А. Оцуп. Сорок лет на фоторепортаже // Советское фото. - 1939. - № 11.
13 А. Морозов. Советская художественная фотография // М., Искусство. - 1958. - С. 16.
14 I Мировая война (1914-1918) - война между двумя коалициями держав: Центральными державами (Германия. Австро-Венгрия, Турция, Болгария) и Антантой (Россия, Франция, Великобритания, Сербия и др.). Поводом послужило убийство эрцгерцога Фердинанда - наследника австро-венгерского престола.
15 Ставка Верховного Главнокомандующего (I Мировая война) - высшие органы управления армией и флотом и место пребывания Верховного Главнокомандующего.