Факультет технотронных архивов и документов - один из уникальных и перспективных факультетов ИАИ постоянно совершенствует свою структуру, организационные формы и методику учебного процесса и имеет свою оригинальную модель междисциплинарного гуманитарного образования студентов с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, способных профессионально и эффективно воздействовать на процесс формирования информационного общества в России. Действительно, изучаемые на факультете типы документов (аудиовизуальные, научно-технические, экономические, электронные) все более весомо участвуют в реализации процессов коммуникации в обществе.
В настоящее время факультет, участвуя в трех образовательных программах: "историко-архивоведение", "история", "менеджмент организации", осуществляет подготовку студентов по специализациям: "аудиовизуальные коммуникации", "историческая информатика", "управление бизнес архивами" в первую очередь для современных архивов, формирующихся на основе аудиовизуальных, научно-технических, экономических в электронном виде. Реализация этих программ стала возможной в связи с признанием научно-педагогической общественностью как в России, так и за рубежом
деятельности научных школ, состоявшихся в рамках факультета:
- историография, источниковедение и архивоведение аудиовизуальных документов (научный руководитель - д.и.н. академик Российской академии естественных наук , профессор Магидов В.М.);
- историография, источниковедение и архивоведение экономических документов и архивов научный руководитель - д.и.н., профессор Карапетянц И.В.,
- историография, источниковедение и архивоведения научно-технических документов и архивов (научные руководители - д.и.н., профессор Карапетянц И.В., к.т.н., почетный архивист, с.н.с. Гедрович Ф. А. (научно-технические аспекты), к.и.н., с.н.с. Илизаров С.С.);
- историческая информатика (научные руководители - д.и.н., к.т.н., профессор Бородкин Л.И., к.и.н., доцент Гарскова И.М.).
Этими коллективами ученых ежегодно публикуются более 50 научных работ, подготавливаются кадры молодых ученых в аспирантуре РГГУ, осуществляется научные исследования, выполняемые по грантам. Результаты работ участников научных школ имеют общественное признание и используются в учебном процессе, находя свое место в преподавании всех учебных дисциплин. В этом учебном году по целому комплексу дисциплин начали разрабатываться автоматизированные учебные курсы.
Перспективы своей деятельности факультет связывает с развитием интеграционных процессов, с развитием междисциплинарного подхода в подготовке специалистов. Примером могут служить учебные планы по перечисленным специализациям, в которых наряду с гуманитарными науками предусмотрены естественнонаучные, искусствоведческие, экономические и даже технические дисциплины. Разработанные в учебных планах модули специализаций могут стать хорошей основой для подготовки магистров в области исследования и развития информационно- культурного наследия, повышения квалификации специалистов в этой перспективной области, второго высшего образования..
Необходимо предпринимать усилия по объединению данных специализаций в единую образовательную программу на базе открытия новых специальностей, например, "технотронная архивистика". Несколько лет назад предпринимались две попытки открытия специальности с таким названием, которые не привели к желаемому результату. Вероятно, следует предпринять третью попытку. Обсуждается также другой вариат объединения специализаций ФТАД на основе новой, открытой с 2002 года специальности "Социально-культурная деятельность". Действительно, архивы, представляющие собой организационную форму культурного наследия общества логично отнести к культуре, как области человеческой деятельности. Анализ утвержденных учебных планов по данной специальности показал возможность их реализации на ФТАД РГГУ .
Интеграционной основой образовательного процесса на факультете должны также стать:
- единая техническая база, позволяющая на современном уровне создавать аудиовизуальные и электронные документы, проводить исследования и научно-технические разработки по обеспечению их сохранности (проект такой технической базы разработан);
- единая учебно-методическая база, объединяющая в компьютерной сети все имеющиеся учебно-методические ресурсы факультета и обеспечивающая к ним широкий доступ преподавателям и студентам (в рамках разработанного проекта автоматизации учебно-методической деятельности ФТАД уже сегодня действует автоматизированный каталог учебно-методической литературы) ;
- единая учебно-научная площадка, в качестве которой планируется создание технотронного архива, в основу этого технотронного архива могут быть положены имеющиеся на факультете коллекции аудиовизуальных, научно-технических и экономических документов (подготовлено положение о технотронном архиве ФТАД);
- единая компьютерная сеть на факультете, проект которой разработан еще в 2002 году, позволит в рамках факультета ввести внутренний электронный документооборот;
- единая автоматизированная система контроля знаний студентов.
С целью создания единой общеуниверситетской научно-образовательной площадки факультет подготовил проект научно-исследовательской программы "История РГГУ в технотронных документах". История РГГУ нашла свое отражение в многочисленных аудиовизуальных, фото- и фоно документах. Цель программы - способствовать формированию комплексной информационно-образовательной среды РГГУ путем создания составной ее части - технотронного архива документов по истории РГГУ. Создание такого архива станет уникальной частью информационного образовательного пространства вуза. Данная целевая ориентация программы позволит:
- создать оптимальные условия для собирания, хранения и использования документов по истории РГГУ в рамках Центра хранения технотронных документов;
- осуществить организацию самостоятельных научно-исследовательских работ студентов, обучающихся по различным образовательным программам;
- обеспечить реализацию научно-исследовательских программ по истории РГГУ путём подготовки монографий, статей, диссертаций, дипломных и курсовых студенческих работ;
- создать необходимую научную и методическую основу для чтения общеуниверситетского курса по истории гуманитарного образования. "Universitas Humana: Наследие - Реальность".
Цель предлагаемого курса - формирование у студентов понимания роли, места и значения гуманитарной составляющей высшего образования, формирование патриотического отношения к университету через изучение специфики гуманитарного знания на протяжении эпох различных цивилизаций, гуманитарного образования в России, гуманитарного потенциала РГГУ. Полученная информация позволит студентам понять феноменологию современного гуманитарного образования.
В осуществлении наших идей мы опираемся на молодых преподавателей факультета и, конечно, надеемся на наших выпускников.