Не для кого не секрет, что самыми большими проблемами в преподавании исторической информатики являются: с одной стороны, отсутствие современных учебников, учебных пособий, программ и методических рекомендаций1 , а с другой- традиционная форма построения занятий (сначала лекции - потом практические занятия). Последнее утверждение хотелось бы пояснить. Дело в том, что "чисто" лекционного, сугубо "теоретического" материала по данной дисциплине не так уж и много, да и он нуждается в постоянном иллюстрировании с помощью компьютерных технологий. Результат - традиционная форма лекции с монологом преподавателя, стоящего на кафедре и не прибегающего ни к какой другой форме подачи материла, кроме "пламенного глагола", не позволяет полностью раскрыть содержания курсов, а обычная поточная аудитория, не оснащенная проектором и компьютером (а еще лучше - системой клиент-сервер, где в качестве сервера используется компьютер преподавателя2 ) не дает возможности применить весь спектр методических приемов, которые стали доступны благодаря новым (прежде всего мультимедийным) технологиям. К этому выводу привел практический опыт, приобретенный автором во время преподавания на ФТАД ИАИ РГГУ. К сожалению, ФТАД (да и ИАИ в целом) пока не могут похвастаться тем, что занятия по дисциплинам исторической информатики постоянно проводятся в подобных компьютеризированных аудиториях, хотя некоторые положительные сдвиги в этом направлении есть.
В связи с этим следует рассматривать и первое утверждение об отсутствии современных учебников, учебных пособий, программ и методических рекомендаций. Дело в том, что в вопросах преподавания дисциплин, связанных с компьютерными технологиями, даже наличие полиграфического варианта учебника (учебного пособия) по исторической информатике в целом или по ее отдельным составляющим, учебных планов, методических рекомендаций или списков литературы по той или иной теме не спасает преподавателя на занятиях, проходящих в компьютерных классах. Для проведения подобных полноценных семинаров необходимы демо-версии программ, о которых идет речь в учебниках, а еще лучше - демо-версии реальных исследований, выполненных с применением обозначенных средств. На практике же получается, что преподаватели вынуждены ограничиваться либо демонстрацией собственных разработок, содержание которых им известно лучше всего3 , либо адресовать студентов к опубликованным результатам работ других исследователей. Однако анализ научных публикаций, представленных в "Бюллетене АИК" или "Круге идей", свидетельствует о том, что данные материалы в большинстве своем не возможно использовать в учебных целях: их авторы зачастую опускают наиболее значительные с точки зрения обучения этапы работы, справедливо считая их очевидными и не заслуживающими упоминания и сосредотачивая свое внимание на подробном рассмотрении полученных результатов. Все вышесказанное приводит к выводу о необходимости создания "Хрестоматии исторической информатики", или фонда демо-версий реальных исследований, пригодных для использования в учебных целях.
В качестве первого шага в этом направлении автор предлагает следующие демо-версии реальных исследований для использования в учебном процессе:
- База данных "Командармы". Демо-версия, предназначенная для тем: "Источниково-ориентированные и проблемно-ориентированные базы данных"; "Создание баз данных. Инфологическое и даталогическое проектирование баз данных", "Просопографические базы данных" в рамках курса "Базы и банки данных";
- База данных "Историография просопографии". Демо-версия, предназначенная для темы "Историографические (библиографические) базы данных" в рамках курса "Базы и банки данных";
- База данных "Электронные издания на CD"4 . Демо-версия, предназначенная для тем: "Электронные ресурсы. Анализ контента и технической реализации", "Технология мультимедиа" в рамках курсов: "Базы и банки данных"; "Электронные ресурсы", "Технология мультимедиа".
- База данных "Сетевые электронные ресурсы. Сайты музеев России"5 . Демо-версия, предназначенная для темы: "Электронные ресурсы. Анализ контента и технической реализации", в рамках курсов: "Базы и банки данных", "Электронные ресурсы", "Технология мультимедиа".
- Демо-разработка (набор демонстрационных изображений) по курсу "Обработка графической информации" (RGB- и CMYK-шкалы; последовательность цветокрректуры и основные приемы в двух режимах (на примере произведений изобразительного искусства)).
- Демо-разработка по курсу "Обработка графический информации" (Технологические аспекты (выбор режимов сканирования, хранения и сжатия, цветокоррекция и компьютерная реставрация) представления архивных фотодокументов для фондов пользования в режиме удаленного доступа (Интернет), архивного фонда пользования и страхового фонда).
- Демо-разработка "Возможности технологии мультимедиа. Образовательные программы" по курсу "Технология мультимедиа".
Все перечисленные демо-версии прошли апробацию на практических занятиях по по курсам ВТ и СКТ, Базы данных и др., которые читаются преподавателями кафедры ЭДАТ ФТАД ИАИ РГГУ. Более того, многие из них являются реальным плодом обучения самих студентов.
Думается, что создание подобного фонда - лишь первый шаг в организации более тесных контактов методического плана, жизненно важных для преподавателей. Среди форм подобного сотрудничества вполне уместной была бы организация на ФТАД в рамках работы постоянно действующего семинара кафедры ЭДАТ (как ранее это было в ЦНИТ ИАИ РГГУ) мастер-классов ведущих педагогов, проводящих "открытые занятия" по той или иной теме курса "Историческая информатика", или преподавания других дисциплин с помощью компьютерных технологий. Безусловно, подобные формы работы позволят, с одной стороны, повысить квалификацию преподавателей, с другой - придадут новый импульс занятиям студентов.
1 На данный момент в процессе обучения наиболее активно используются учебники "Историческая информатика" (М., 1996) и "Информатика для гуманитариев" (М., 1997), которые по отдельным темам уже не отражают современный уровень развития техники и технологии. Насколько известно автору, в настоящее время в лаборатории исторической информатики ист. ф-ка МГУ ведется работа по созданию нового учебника исторической информатики.
2 Кстати, пример работы в такой системе уже существует - см., например, мультимедийные разработки обучающих программ, созданные фирмой "1с", правда, для средней школы.
3 Подобный подход обедняет преподавание курса и не дает полного представления о возможностях исторической информатики.
4 В данной базе реализована методика экспертной оценки и анализа неизменяющихся электронных ресурсов.
5 В этой базе данных реализована методика исследования изменяющихся сетевых ресурсов.