В 90-е годы XX века проникновение информационных технологий в гуманитарное образование привело к появлению в учебных планах гуманитарных специальностей таких дисциплин, которые связаны с применением информационных технологий в соответствующей предметной области. За последние годы эта тенденция привела к возникновению профильных специализаций по гуманитарной информатике (социальной, правовой, экономической и др.). Историческая информатика стоит не последней в этом ряду. В XXI веке невозможно представить профессионального историка, который не умеет работать с электронными документами, не владеет информационными технологиями и компьютерными методами анализа данных в своей профессиональной области. Более того, учитывая, что в современном информационном обществе значительно повышается роль таких хранилищ национальной памяти, как архивы, музеи и библиотеки, создаются научно-образовательные ресурсы в сети Интернет, необходимо готовить историков-профессионалов, которые могут не только использовать современные методы и технологии работы с информационными ресурсами, но и участвовать в их разработке.
По этим причинам курсы по исторической информатике, этому перспективному и быстро развивающемуся научному направлению, читаются на исторических факультетах многих российских вузов, а специализация по исторической информатике открыта в нескольких российских университетах и с 1998 года включена в перечень специализаций в области высшего профессионального образования в РФ по специальности история (в Беларуси - с 1995 года).
Междисциплинарный характер исторической информатики проявляется в том, что подготовку студентов и чтение соответствующих курсов берут на себя не кафедры исторической информатики (такая кафедра создана пока только в МГУ), а те подразделения, где имеются специалисты, работающие в этой области: например, кафедра источниковедения и музееведения (Белорусский ГУ), новой и новейшей истории (Ставропольский ГУ), экономической истории и информационных технологий (Мордовский ГУ), архивоведения и исторической информатики (Алтайский ГУ). В РГГУ с 2003 года специализацию по исторической информатике ведет кафедра электронных документов, архивов и технологий (ЭДАТ), созданная на ФТАД в 1999 г.
При подготовке программы и учебного плана специализации по исторической информатике на кафедре ЭДАТ нами был внимательно изучен имеющийся опыт других вузов, а также многочисленные публикации в изданиях Ассоциации "История и компьютер", посвященные становлению этого направления исторического образования. Этот анализ показал, что существует общее понимание междисциплинарного, комплексного характера исторической информатики, которая подразумевает единство нескольких компонент: информационной (технологической), методической (аналитической) и содержательной, т.е. прикладной. Подчеркнем, что последняя является ведущей, т.е. историческое исследование, исторический источник должны присутствовать в структуре практически любого учебного курса как отправная точка и конечная цель, а словосочетание историческая информатика должно иметь акцент на слове историческая, т.е. прикладная, информатика 1 .
Это означает, во-первых, что в процессе обучения и особенно - на первых двух курсах - будущие исторические информатики должны получить полноценное историческое образование. Во-вторых, даже общий курс информатики, который слушают на 1-м курсе наши студенты, должен быть с самого начала ориентирован на проблемы, специфичные для исторического исследования, а иллюстративный материал и тестовые задания должны быть основаны на данных реальных исторических источников, образующих своеобразный "банк задач". Это же относится и к работе в Интернет: помимо знакомства с сетевыми технологиями, освоения стандартных приемов информационного поиска в глобальной сети, студенты должны получать подробную информацию об интересных для историка научно-образовательных ресурсах: Web-серверах университетов, музеев, архивов, библиотек и др., с которыми они позже смогут работать самостоятельно. Упомянем также, что знакомство с технологиями создания Web-страниц, оптического ввода и распознавания текстов, сканирования и обработки изображений в соответствующих курсах надо связывать с задачами создания профессиональных Интернет-ресурсов, отвечающих высоким требованиям к качеству информации, а не только к дизайну.
В-третьих, кроме обязательных, стандартных элементов информационной компоненты образования, необходимо давать студентам представление и о специальных технологиях, которые необходимы в работе историка-исследователя (к таким технологиям относится, например, программа KLEIO, созданная в парадигме источнико-ориентированного подхода к созданию электронных версий исторических источников).
В-четвертых, курсы по математическим дисциплинам и методике исследования для студентов, специализирующихся по исторической информатике, также не могут не отличаться от аналогичных курсов для студентов иных специальностей, ибо при постановке таких курсов не менее важно учитывать, что иллюстративный, учебный материал, равно как и тестовые задания должны основываться на фрагментах реальных источников и примерах конкретно-исторических исследований. Более того, в содержательной постановке задач необходимо выделять наиболее характерные типы исследовательских проблем, с которыми сталкиваются историки (например, при построении типологии или изучении динамики и т.д.). Таким образом, в математических и аналитических курсах роль иллюстративного материала даже более существенна, чем в курсах по информатике. И вновь подчеркнем, что помимо общенаучных (т.е. в известной степени стандартных) аналитических методов, в таких курсах обязательно должна присутствовать компонента, ориентированная на специфику задач, возникающих в исторических исследованиях (это и задачи нечеткой классификации, и задачи моделирования динамики исторических процессов, и др.).
Анализ становления специализации по исторической информатике позволяет выявить и ряд негативных моментов в этом процессе. Во-первых, абсолютно необходима разработка стандарта, примерного учебного плана специализации, в отсутствии которого программы разных вузов различаются настолько, что их выпускники, возможно, даже не смогут понять друг друга. Дискуссия по этому вопросу, намеченная на конференции АИК в 2000 году, к сожалению, не стала продуктивной. У подобной дифференциации есть и объективные причины: поскольку, как уже упоминалось, специализацию ведут те кафедры, где имеются специалисты, работающие в области исторической информатики, "роль личности" чрезвычайно возрастает, и получается определенный перекос в сторону методологии, историографии и т.п.
Лидером исторической информатики как научного направления является кафедра исторической информатики МГУ, а лидером в организации специализации по исторической информатике в СНГ стал БГУ. Публикации белорусских коллег регулярно появляются в изданиях АИК, причем в этих публикациях заметно растет уровень разработки теоретических, методических, организационных и дидактических аспектов преподавания цикла соответствующих дисциплин (в последние годы уже ставятся вопросы разработки электронных УМК, создания электронных учебников и др.). Естественно было бы в рамках АИК обсудить возможность разработки стандартного учебного плана по исторической информатике на основе опыта БГУ.
Во-вторых, хотелось бы обратить внимание всех заинтересованных специалистов, что даже в достаточно разработанной модели БГУ не уделяется должного внимания такому вопросу, как взаимоотношение дисциплин специализации и цикла "Общие математические и естественнонаучные дисциплины" (ЕН), входящего как обязательный компонент в ГОСТ высшего профессионального образования по специальности история. Этот стандарт уже справедливо критиковали за отсутствие системности и явную схоластичность его информационной составляющей 2 . Еще менее проработанным является ГОСТ со стороны математической составляющей: там упомянуты лишь "основные понятия математической статистики; математические методы проверки гипотез; роль математики в гуманитарных науках". Не удивительно, что практически на всех гуманитарных специальностях федеральный компонент в преподавании математики сводится к некоему расплывчатому предмету вроде "математики в мировой культуре". Вместе с тем ясно, что вузы, которые хотят давать своим студентам конкретные математические знания, необходимые в их будущей профессиональной деятельности, должны разрабатывать собственные курсы, опираясь на вузовский и региональный компоненты раздела ЕН ГОСТа, а также систему спецкурсов и факультативов. Именно таким образом в учебный план специализации по кафедре ЭДАТ были включены курсы по математической логике, теории вероятностей и математической статистике.
Существуют и иные, более серьезные, концепции внедрения математики в подготовку специалистов-гуманитариев3 . Однако в этих концепциях вызывает возражение такой подход, который в значительной степени воспроизводит систему преподавания высшей математики студентам не гуманитарных специальностей4 . Например, утверждение, что основой общего (познавательного) подхода к изучению блока математических дисциплин должны быть курсы математического анализа, а также высшей алгебры и аналитической геометрии, противоречит тезису, что математические дисциплины имеют свою специфику для историков, и эта специфика относится как к содержательной стороне, так и к методике преподавания. Ориентация на классическую концепцию преподавания математических дисциплин не может быть принята, в частности, и потому, что большинство количественных методов анализа данных, которые апробированы в исторических исследованиях, "пришли" в историю не непосредственно из математики, а из смежных социальных наук, то есть уже имеют явную прикладную направленность5 .
Таким образом, преподавание математических дисциплин должно быть гибким и адаптироваться к той или иной специализации. Наиболее серьезную подготовку по математике следует давать не всем студентам-историкам, а лишь тем из них, кто (желательно с первого курса) будет специализироваться в области либо исторической информатики, либо такой конкретно-исторической дисциплины, где роль методов исследования достаточно велика (это относится, например, к экономической истории или археологии). В учебном плане специализации по исторической информатике наиболее важными в цикле математических дисциплин, на наш взгляд, должны стать курсы по дискретной математике (теории множеств, математической логике, теории вероятностей и математической статистике). С учетом интереса к задачам математического моделирования исторических процессов можно включать в математические курсы элементы дифференциального и интегрального исчисления, знакомить студентов с теорией дифференциальных уравнений - однако только при условии, что эти знания будут необходимы для понимания других курсов. Математику историкам могут читать как математики, работающие в контакте с историками, так и специалисты по исторической информатике, имеющие базовое образование в области математики или информатики. Главное - найти ту грань между бессодержательным и чрезмерно усложненным вариантами математики для историков, которая сделает эти курсы действительно полезными в профессиональной подготовке студентов.
1 Однако стоит заметить, что это положение является очевидным для профессионала, но не для абитуриента, только выбирающего свою будущую профессию. Дело в том, что уровень компьютерной подготовки студентов, приходящих в вузы, за последние годы значительно вырос. Большинство (московских) студентов имеют компьютеры дома или на работе (как известно, многие студенты сейчас подрабатывают). Более того, нередко студенты достаточно хорошо знакомы с языками программирования, особенно такими, которые используются в сетевых коммуникациях. К сожалению, иногда эта "продвинутость" идет в ущерб общему уровню гуманитарной культуры выпускников школ, которые не умеют грамотно писать (и даже говорить), а их познания в области истории или литературы поистине удручающи. И здесь мы столкнулись с интересным эффектом: студенты, подающие заявления на специализацию по исторической информатике, делают акцент как раз на информатике, воспринимая историю как некий необязательный элемент своего образования. С этой тенденцией приходится бороться.
2 Подробный анализ дается в статье: Бородкин Л.И. Информационные технологии в обучении историка: потенциал государственного образовательного стандарта // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер". 2001. №28. С. 61-66.
3 См., например: Славко Т.И. Математика и компьютерные технологии: проблемы взаимодействия // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер". 1996. №17. С. 197-199; Она же. О преподавании высшей математики историкам: общие проблемы // Там же. 1998. №23. С. 228-229.
Отрицательных примеров довольно много. Достаточно взглянуть, например, на такие учебники, как: С.Ю. Жолков. Математика и информатика для гуманитариев. М., 2002.
4 Отрицательных примеров довольно много. Достаточно взглянуть, например, на такие учебники, как: С.Ю. Жолков. Математика и информатика для гуманитариев. М., 2002.
5 Бородкин Л.И. Информатика, математика, история: "персонификация" междисциплинарного подхода // Круг идей. Новое в исторической информатике. Труды I конференции Ассоциации "История и компьютер". М., 1994.