Историко-архивный институт Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ РГГУ
Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ
   новости гостевая руками студентов наши друзья блог фотоархив библиотека карта сайта о сайте поиск
Чему учим Кто учит Что получается
Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ
БИБЛИОТЕКА ФТАД
ФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ ВОЙН КАК ОБЪЕКТ АРХИВНОГО ХРАНЕНИЯ
 

Фотодокументы, поступающие на постоянное хранение в архив, необходимо рассматривать как объект архивного хранения в их комплексе.

Комплекс всех передаваемых в архив фотодокументов проходит обычный в таких случаях путь от собственника документов до архивной полки, а именно:

организационный процесс, включающий в себя переговоры с собственником фотодокументов и предварительная экспертная ценности; в случае позитивного решения вопроса о передаче фотодокументов в архив (после согласования с ЭПК РГАКФД и утверждения директора архива) подготовка пакета документов (заявление лица, передающего фотодокументов или письмо от организации, договор с собственником документов о передаче фотодокументов на постоянное хранение в архив, акт приема-передачи фотодокументов в архив для проведения экспертизы ценности и последующей передачи их на постоянное хранение в архив);

собственно экспертизы ценности фотодокументов, проводимой, как правило, в архиве;

расшифровка и описание фотодокументов и подготовка их в соответствии с "Основными правилами работы государственных архивов" (М., 1980) на постоянное хранение.

На рубеже веков, это с 1998 г. по настоящее время в РГАКФД на постоянное хранение принять более 2,5 тысяч фотодокументов по военной тематике. Это документы из личного архива О.Б.Кнорринга, С.А.Хейфеца, В.А.Темина, А.Межуева, А.Е.Епифанова, И.Б.Мощанского, Ф.Кислова, А.И.Становова, кинооператора В.И.Орлянкина и т.д. Это фотодокументы по истории Военно-морского флота в период Великой Отечественной войны, истории 31-й армии Калининского фронта, по военным действия в Карпатах, по капитуляции Японии, виды разрушенных городов Украины, фотодокументы по освобождению Крыма, портреты Героев Советского Союза, летчиков полка "Нормандия-Неман" и т.д.

Фотодокументы, поступившие в архив, были разной степени аннотированности и разного технического состояния. При составлении описей использовалась справочная литература, специалисты отдела обращались за помощью в Институт военной истории, ГАРФ и другие учреждения. Выделим три комплекса документов, над которыми мы сейчас работаем. Это фотодокументы, поступившие из личных архивов М.А.Трахмана, Е.К.Полуниной и И.М.Латышевой.

Трахман возвел репортажный снимок в ранг высокого искусства. Его фотографии отличаются драматическим содержанием, кроме того, они информационно насыщенны. Образное обобщение, нашедшее свое отражение буквально в каждом снимке, указывает на руку мастера. Это как раз тот случай, когда фотография находится на стыке фотодокумента и произведения искусства. Фотодокументы по истории партизанского движения и освобождения Советской Армией Румынии и Венгрии в количестве 1500 единиц хранения передала на постоянное хранение в архив его вдова - Ситнина Е. В. Приобретение этих фотодокументов стало возможным благодаря Федеральной целевой программе "Культура России" (Подпрограмма "Архивы России").

Просматривая документы из личного архива М.А.Трахмана, хочется обратить Ваше внимание на портрет молодого человека Алексея Гринчука, ленинградского партизана, снятого за 20 минут до его гибели в 1942 году. Вечно молодым и живым на фотографии сохранится его облик. На остальных снимках Вы увидите Ленинградских партизан, блокадный Ленинград, встречу советских войск в Румынии. На все фотодокументы М.И.Трахмана есть негативы. Эти негативы находятся в хорошем состоянии, позволяющем во всей полноте оценить мастерство фотожурналиста.

Следующий комплекс документов, представленный Вашему вниманию - фотодокументы из личного архива Е.К.Полуниной, техника-механика 586 женского истребительного авиационного полка. Екатерина Кузьминична не является фотографом. Она собирала все документы по истории полка, и результатом ее деятельности стала книга "Девчонки, подружки, летчицы". Фотодокументы по истории этого полка переданы для проведения экспертизы ценности и последующей передачи на постоянное хранение в архив. Это 296 негативов, контратипов, фотоотпечатков, 2 альбома, отражающих нелегкую жизнь женщин на войне. Об этих девочках можно рассказывать долго и с восхищением, но я приведу лишь несколько фактов. Один из альбомов сделан Г. А. Зальмой, чье имя вписано золотой строкой в историю военной фотожурналистике. Причем известно, что этот альбом упоминается в документах 586 ИАП, находящихся на хранении в архиве МО РФ в г.Подольске. Там отмечается, что "альбом отправлен в Военное-историческое Управление 22.03.1948 г.". Екатерине Кузьминичне этот альбом передала автор книги "В небе фронтовом" М.Г., 1962, Агния Алексеевна Полянцева в сентябре 1988 года. К сожалению, не известно количество изготовленных альбомов, негативы (предположительно) в начале 1960-х годов находились в типографии издательства "Молодая гвардия". Поиски негативов к этому альбому пока ни к чему не привели. Представляется, что это один из немногих сохранившихся экземпляров. На обороте каждой фотографии указано, кто изображен на снимке, частично отмечены даты и места съемок, которые позволят более полно проаннотировать все вошедшие в альбом фотографии. Еще на одном снимке Г.А.Зельмы изображены улыбающиеся летчицы, еще не вылетевшие на боевое задание. Это Анна Демченко, Мария Кузнецова, Зоя Пожидаева. Девушки улыбаются, им льстит внимание фотографа. Фотография сделана в г.Бельцы в 1944 году.

Перед вами портреты Лидии Владимировны или Лили Литвяк, сделанные в разные годы. 01.08.1943 г. она участвовала в неравном бою с 65-ю самолетами противника, наших было 30 - ЯК-1. Лиля к этому времени сбила уже 5 самолетов противника. В этом бою сбили и ее. Видели, как ее самолет взорвался. Официальные сведения таковы: командир звена Литвяк Л.В., гвардии лейтенант сбита в бою 1 августа 1943 года в 2-х километрах северо-восточнее с.Мариновки Луганской области. Захоронена в братской могиле № 19 с.Дмитровское Шахтерского района Донецкой области. Награждена посмертно званием Героя Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 05.05.1990).

А вот неофициальные сведения. Лиле Литвяк удалось выпрыгнуть из горящего самолета. Она попала в плен, освобождена американцами, вышла замуж за шведа, проживает в Швеции, вырастила троих детей.

И, наконец, последний комплекс документов, который я попытаюсь охарактеризовать. Это 214 фотодокументов, поступивших из личного архива И. М. Латышевой. Из них 200 негативов и 14 фотоотпечатков. Негативы сделаны на целлулоидной пленке фотоаппаратом "Кодак" отцом Ирины Михайловны - Михаилом Андреевичем Латышевым в годы Первой мировой войны и датируются 1915-1918 годами. Фотоотпечатки сделаны не Михаилом Андреевичем, они находились в семейном архиве. Из них 2 фотоотпечатка датируются 1902-м и 1910-м годом. Среди фотоотпечатков также есть фото с исчезающим изображением, на некоторых выступило серебро, но на всех фотоотпечатках на обороте сделаны надписи того времени. На этих надписях я более подробно остановлюсь чуть позже.

Сначало несколько слов о Михаиле Андреевиче Латышеве. Он родился в Костроме в 1891 году. В 1910 году стал студентов медицинского факультета Московского университета. В октябре 1914 года поступил в передовой перевязочный отряд Красного Креста. В этом отряде Латышев работает до октября 1917 года, а затем уезжает с фронта и опять продолжает учебу в Московском университете. В апреле 1918 года добровольно вступает в Красную Армию. Его зачисляют в эпидемиологический отряд 13-й стрелковой дивизии Гродненского военного госпиталя.

Негативы, полученные архивом, относятся к периоду службы М. А. Латышева в перевязочном отряде Красного Креста. Места съемок определяются как г.Толочин, Херсон, Бельцы, Каменцы. Это конечно требует дополнительной расшифровки. Перед вами несколько фотоотпечатков сделанных с данных негативов. На них запечатлен быт госпиталя в различных аспекта. Вы увидите врачей и сестер милосердия за работой, солдат у землянок, групповые снимки солдат и сотрудников госпиталя, фотографии жителей тех мест, где был разбит госпиталь и т.д. Обратим внимание на портрет М.А.Латышева. Интересна также фотография "Латышев М.А. на больничной койке". На фотографии читается надпись "№ приемного места 13/V-1917. Латышев Михаил. Заурядный врач. Болезнь "Ишихас".

Очень интересной представляется, на наш взгляд, фотография, условно названная "Очередь в театр - кинематограф", предположительно 1916 года. Место съемки пока не установлено. Под присмотром офицеров солдаты организованно идут в кино, чтобы культурно провести досуг.

Ценность этих документов как исторического источника огромна. Эти фотографии как составная часть аудиовизуального наследия России будут описаны и переданы в хранилища архива.

Р.М. Моисеева   

Обсудить статью





Вернуться к оглавлению

 
 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, пишите на support@ftad.ru
 Контактная информация ФТАД: Москва, ул. Никольская, д. 7/9, т. (495) 698-36-23

Система обратной связи работников, студентов и аспирантов с администрацией университета Рассылка 'Новости ФТАД' Rambler's Top100 Rambler's Top100 Архивы России