Историко-архивный институт Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ РГГУ
Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ
   новости гостевая руками студентов наши друзья блог фотоархив библиотека карта сайта о сайте поиск
Чему учим Кто учит Что получается
Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ
БИБЛИОТЕКА ФТАД
КИНОФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ ОБОРОНЫ ПОРТ-АРТУРА: ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА
 

Обращение к проблеме использования и интерпретации кинофотодокументов в исторических исследованиях вообще и применительно к отдельным периодам и событиям исторического прошлого представляется чрезвычайно актуальным. Среди примечательных событий первых лет XX века выделяется русско-японская война (1904-1905гг.), эпицентром которой стала оборона Порт-Артура. Кинофотодокументы непосредственно касающиеся его героической обороны, несомненно, имеют большую историческую и практическую значимость. Это объясняется тем, что именно в них нашли отражение отдельные эпизоды и факты, которые были зафиксированы фотокорреспондентами и кинооператорами и стали в наши дни оригинальными первоисточниками сведений об уровне оборонительных сооружений, жизни блокадного города и порта, настроений его защитников и жителей и др.

В целом, сохранившиеся кинофотодокументы, содержащие информацию по истории осады и обороны Порт-Артура, создают наглядное представление о различных перипетиях важнейшего форпоста страны и занимают важное место среди других источников по данной теме. Познавательное значение этих изобразительных источников пока недооценено исторической наукой. Рассмотрение событий обороны в литературе до настоящего времени проводилось преимущественно на материале письменных источников. Расширение и качественное изменение источниковой базы исторических исследований по данной теме путем привлечения достаточно представительного массива изобразительных источников открывает новые возможности для изучения истории русско-японской войны 1904-1905 гг.

Авторы работ по истории обороны крепости (И.И. Ростунов, Т.Я. Иконникова, А.В. Шишов, Д.И. Карбышев, А.И. Сорокин и др.) базировались, в основном, на письменных источниках. Фотодокументы использовались в ряде случаев как иллюстративный материал. Вместе с тем, изучение работ по военной истории позволило получить четкое представление о характере и масштабах исследуемых событий, об исторических условиях возникновения изучаемого комплекса источников.

Литература, затрагивает различные проблемы анализа и оценки кинофотодокументов по интересующему периоду крайне невелика: освещались главным образом общие или частные вопросы, связанные с особенностями кино и фотодокументирования; комплектования, организации хранения, каталогизации, экспертизы ценности кинофотодокументов; их систематизации, атрибутирования и использования. (Г.М. Болтянский, С.С. Гинзбург, О. М. Медушевская, А.А. Кузин, Л.М. Рошаль, В.М. Магидов, С.В. Туровцева, Г. Е. Малышева и др.). Несмотря на то, что в некоторых работах рассматриваются кино- и фотодокументы по истории русско-японской войны, тем не менее интересующая нас проблематика остается практически не разработанной.

Автор исходит из того, что использование кино- фотодокументов наряду с другими источниками позволит существенно расширить источниковую базу для исследования истории обороны Порт-Артура. Здесь необходимо в первую очередь учитывать, что информация, содержащаяся в изобразительных источниках, дает исследователю редкую возможность увидеть город, его окрестности, укрепления, эскадру, госпиталя, участников обороны, так как ее видели ее участники, лучше понять мотивы тех или иных решений, приблизиться к эмоциональному состоянию участников эпопеи.

Исходя из сказанного автором исследован целый комплекс кинофотодокументов по истории обороны Порт-Артура в период русско-японскую войны в качестве исторического источника особое внимание при этом было обращено на анализ состава и содержания кинофотодокументов по истории обороны крепости, хранящихся в РГАКФД. Основу источниковой базы проведенного исследования составили документы, хранящиеся в РГАКФД. 10 кинодокументов, 1055 фотодокументов, содержащихся в фотоальбомах и 77 отдельных фотоснимков.

Рассмотрение истории обороны и выделение её основных этапов позволило определить роль и значение событий, запечатленных в тех или иных кинофотодокументах, в истории обороны в целом. Иными словами, глядя на тот или иной документ, мы видим не просто укрепление, корабль, человека или город, а представляем себе часть обороны крепости. Мы имеем возможность сравнить описание, заключенное в письменном документе, с действительностью, зафиксированной на пленочном, или ином носителе.

С целью максимального раскрытия информативных возможностей кинофотодокументов при проведении источниковедческого анализа была осуществлена их классификация: фотодокументов-по тематическому признаку, кинодокументов-по характеру содержащейся в них информации. Для фотодокументов классификация дала возможность систематизировать большой объем информации. Рассмотрение фотоснимков по одной определенной тематике, а не по всей обороне сразу, дало широкие возможности для сравнительного анализа. Например, анализируя фотоснимки затопленных брандеров под Золотой горой, можно отметить появление новых затопленных судов, после каждой попытки заблокировать проход на внутренний рейд. Это с одной стороны дает широкие возможности для датировки фотодокументов, а с другой показывает значение, придаваемое авторами, этих снимков как символу успешных действий оборонительных сооружений крепости.

Проведенная классификация кинодокументов позволила выделить из всего объема сюжетов по истории русско-японской войны, многие из которых являлись дублетными-документальные, постановочные сюжеты и сюжеты по истории обороны, снятые после Второй мировой войны. Классификация дала возможность сравнивать информацию, содержащуюся в том или ином сюжете, с аналогичной, такой подход избавил от необходимости анализировать вместе постановочные и документальные сюжеты.

Данное исследование показало необходимость и эффективность привлечения к изучению кинофотодокументов письменных источников (например, с помощью мемуарных источников удалось уточнить авторство некоторых фотодокументов) с одной стороны, а с другой стороны возможности фотодокументов передавать заложенные в них сведения без помощи текстовой сопроводительной документации (наиболее ярким примером являются фотодокументы, запечатлевшие русских военнопленных в Японии, вид русских солдат и офицеров, посещающих местные достопримечательности, отдыхающих на пляжах и др.).

Источники по истории обороны крепости, в том числе и письменные, передают нам сложность, неоднозначность, а зачастую и противоречивость событий обороны. Кинофотодокументы не являются в этом плане исключением. Эти источники как никакие другие зафиксировали героизм рядовых участников обороны, ожесточенность происходивших боев, колоссальные, усилия совершенные японцами, прежде чем они занимали то или иное укрепление. И эти же источники показали, чем закончилась оборона: полузатопленную на собственном рейде Порт-артурскую эскадру, доставшуюся ценным трофеем победителям и колонны пленных, идущих из Порт-Артура в Дальний. Кинофотодокументы ставят главный вопрос-почему это произошло? Почему, например, интенсивные работы по укреплению крепости начались только после начала войны? Один из возможных ответов на это-снимки города Дальнего строительство, которого было начато позже, чем строительство укреплений. Даже беглый взгляд по ним дает ответ на вопрос-были ли средства на строительство, и если были, то, как они были использованы.

Таким образом, можно констатировать, что кинофотодокументы по истории Порт-Артура являются не только наглядным иллюстративным материалом, но в сочетании с другими источниками способны решать конкретные практические задачи. Информация, содержащаяся в кинофотодокументах по истории обороны Порт-Артура, не только взаимодополняет информацию, содержащуюся в других источниках по данной теме, но и в ряде случаев является уникальной. Все это делает кинофотодокументы по истории обороны Порт-Артура ценным историческим источником по военной и гражданской истории России начала XX века, который не только можно, но и нужно использовать в исторических исследованиях наряду с другими видами источников.

Наиболее эффективной возможностью применения результатов работы на данном этапе исследования, по мнению автора, является использование кинофотодокументов в учебных целях совместно с письменными и картографическими источниками. Все сухопутные бои проходили за обладание теми или иными высотами. Представить себе положение на фронте, и оценить стратегическое значение той или иной высоты по одним только письменным источникам очень сложно. Большую помощь в изучении истории обороны оказывают картографические источники. Но они не дают возможности увидеть сами укрепления созданные на этих высотах и представить, что видели перед собой участники осады и обороны. Поэтому совместное использование различных, источников вне зависимости от их видовой принадлежности является практически очевидным.

Результаты данной работы можно также использовать в исследованиях по военной и гражданской истории первых лет XX века, при проведении различного рода архивоведческих и источниковедческих исследований, а также при совершенствовании НСА РГАКФД и других профильных архивов.

С.В.Акимов   

Обсудить статью





Вернуться к оглавлению

 
 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, пишите на support@ftad.ru
 Контактная информация ФТАД: Москва, ул. Никольская, д. 7/9, т. (495) 698-36-23

Система обратной связи работников, студентов и аспирантов с администрацией университета Рассылка 'Новости ФТАД' Rambler's Top100 Rambler's Top100 Архивы России