Историко-архивный институт Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ РГГУ
Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ
   новости гостевая руками студентов наши друзья блог фотоархив библиотека карта сайта о сайте поиск
Чему учим Кто учит Что получается
Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ
БИБЛИОТЕКА ФТАД
Документы радио и телевидения: проблема расширения изучения в рамках обязательных и дополнительных дисциплин в учебном плане ФТАД ИАИ РГГУ
 

Появление в России в 1990-е годы негосударственных форм собственности, принятие федеральных законов, защищающих права собственников, в том числе и на продукты интеллектуальной деятельности, несогласованность некоторых положений отечественного законодательства привели к тому, что источниковая база по истории российского общества конца XX - начала XXI веков оказалась распыленной по архивам разного уровня и формы собственности, организациям и предприятиям.

Вопрос о репрезентативности документальных фондов последнего десятилетия в государственных архивах особенно актуален для аудиовизуальных архивов. Возникновение в стране частных центральных и региональных телекомпаний, кризис отечественного кинематографа, распространение новых цифровых форматов видеозаписи привели к тому, что способ фиксации наиболее значительных событий жизни страны посредством использования кинематографических средств полностью ушел в прошлое. Таким образом, проведение научных исследований по истории постсоветской России невозможно только на материалах государственных аудиовизуальных архивов.

Научная и учебная деятельность факультета большей частью строится на опыте работы государственных архивов. Факультет готовит специалистов прежде всего для работы в архивах системы Федерального архивного агентства. Однако опыт показывает, что лишь незначительная часть выпускников факультета становится сотрудниками государственных архивов. Учитывая все выше перечисленное, встает вопрос о значительном расширении изучения опыта работы архивов организаций, хранящих аудиовизуальные документы.

До сих пор история, теория и практика работы радио и телевидения изучается в рамках обязательных курсов "История кинематографии, фотографии, радиовещания и телевидения", "Теория и практика фотографии, кинематографии, радио и телевидения". Деятельность специализированных архивов радио и телевидения на примере Государственного фонда телевизионных и радиопрограмм обзорно рассматривается в рамках курса "Аудиовизуальные архивы": количество, состав и содержание документов, основные направления работы архива по использованию документов.

Специфика документов радио и телевидения изучалась неразрывно от кинофотофонодокументов в рамках курсов "Кинофотофонодокументирование" и "Историография и источниковедение КФФД". Однако в рамках этих курсов документам радио и телевидения уделяется минимальное внимание, в то время как можно с уверенностью говорить о специфике этих документов даже в сравнении с другими видами аудиовизуальных документов.

Изучение документов радио и телевидения требует определенных знаний технической стороны создания этих документов, знакомства с современной структурой государственного и негосударственного сектора СМИ, с организацией работы теле- и радиоканалов по созданию передач, знания законодательства в области СМИ, авторского и смежного прав и других нормативных актов, навыков по источниковедческой работе с этими документами.

Обучение студентов навыкам источниковедческой работы с КФФД ведется зачастую на примере кинохроники, фотодокументов конца XIX - первой половины XX вв., когда необходимо на основании косвенных признаков установить авторство, дату создания документа, место съемки и т.д., идентифицировать носитель, выяснить обстоятельства создания документа для определения достоверности заключенной в нем информации. Однако современные аудиовизуальные документы, особенно документы радио и телевидения, как раз атрибутированы уже в момент создания или выхода в эфир, и это приравнивает их к другим документам СМИ. При изучении этих документов на первый план выходят другие особенности этих документов. Технические - например, сохранение звуковой информации видеодокумента на нескольких звуковых дорожках, правила создания титров для телепрограмм и видеосюжетов новостных передач. Творческие -режиссура передач прямого эфира на радио и телевидении и т.д. К слову сказать, записи прямого эфира - документы, специфику которых необходимо изучать дополнительно с основными видами и жанрами КФФД. Также необходимо упомянуть отсутствие сопроводительной документации к документам радио и телевидения, за исключение технической документации на носители, при создании программ и их приеме в архив программопроизводящей организации.

Вышеизложенное позволяет констатировать необходимость расширения изучения работы радио и телевидения, специфики документов этих СМИ в рамках обязательных и дополнительных курсов факультета. Необходимо непосредственное ознакомление с работой теле- и радиоканалов по созданию программ, с опытом работы архивов этих организаций, изучение навыков источниковедческой критики этих документов для дальнейшего использования их в исторических исследованиях.

М.М. Жукова   

Обсудить статью





Вернуться к оглавлению

 
 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, пишите на support@ftad.ru
 Контактная информация ФТАД: Москва, ул. Никольская, д. 7/9, т. (495) 698-36-23

Система обратной связи работников, студентов и аспирантов с администрацией университета Рассылка 'Новости ФТАД' Rambler's Top100 Rambler's Top100 Архивы России