Историко-архивный институт Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ РГГУ
Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ
   новости гостевая руками студентов наши друзья блог фотоархив библиотека карта сайта о сайте поиск
Чему учим Кто учит Что получается
Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ
БИБЛИОТЕКА ФТАД
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В РОССИИ
 

Одним из основных направлений развития аудиовизуальных коммуникаций в России на протяжении последнего десятилетия является обеспечение юридического статуса данного информационного ресурса. Социальная востребованность представленных в изобразительной и изобразительно-звуковой форме глобальных электронных ресурсов; телевидения и радиовещания служит тем вызовом, который должен постоянно стимулировать информационную политику государства.

На более элитарном уровне структурной организации общества сохраняется интерес к фото-, кино-, видео- и фонодокументам как к репрезентативным источникам гуманитарного знания. В период масштабной коммерциализации сферы аудиовизуальных коммуникаций, интегрирующей в своих рамках многие творческие организации, интеллектуальные потребности представителей данного социального сегмента оказались не вполне удовлетворёнными. Значительная часть современного аудиовизуального наследия оказалась вне собраний архивов, музеев и библиотек России.

Указанные обстоятельства оказали несомненное влияние на формирование правовой базы развития аудиовизуальных коммуникаций. Содержание этой правовой базы должно было отразить демократические амбиции массового сознания и психологии предпринимателей, новую - послеприватизационную - структуру института собственности в экономике и интересы государства в сфере контроля за формированием и сохранением аудиовизуального наследия.

Нельзя не обратить внимание на те организационные трудности, которые связаны с совмещением указанных целей. Они проявляются вплоть до настоящего времени и в формировании, и в применении права. Их происхождение во многом обусловлено масштабностью юридических обязательства, которые приняло на себя государство при обновлении конституционного строя. Совмещение обусловленных логикой социальных процессов юридических целей наложило собственный эклектический отпечаток на содержание тех законодательных актов, которые призваны регулировать формирование и развитие аудиовизуальных коммуникаций. Для обоснования данного тезиса достаточно привести ряд примеров.

Как известно, одним из важнейших, юридически регулируемых объектов в любом обществе являются информационные ресурсы. К их содержанию законодательство традиционно предъявляет некоторые требования, обеспеченные конституционным правом. Они достаточно очевидны и бесспорны, потому что относятся к обеспечению стабильности общества, а также существующих в обществе межэтнических и межконфессиональных отношений. При соблюдении данных требований субъекты информационной деятельности обладают, на первый взгляд, огромной творческой свободой. Достаточно подчеркнуть, что законодательство не допускает каких-либо форм информационного надзора за созданием аудиовизуальной и иной продукции. Между тем, при используемой трактовке понятия "государственные информационные ресурсы" допускается возможность включения в их состав практически любых коммуникативных продуктов, представляющих политическую ценность.

Ещё более парадоксальной выглядит уточнявшаяся на протяжении последнего десятилетия теоретико-правовая концепция легитимации документального (в том числе - аудиовизуального) наследия Российской Федерации. С одной стороны предметы этого наследия могут находиться на законных основаниях у частных собственников и иных активно не связанных с государством владельцев. С другой стороны, это наследие легитимизируется в рамках Архивного и Музейного фондов РФ, обязанности по управлению которыми возложены на органы государственной власти и управления.

Определённая эклектичность наблюдается и при регламентации структуры аудиовизуальных коммуникаций. Законодательство РФ допускает и защищает инициативность лиц, формирующих и развивающих эти средства информационного обеспечения, в рамках реализации ими собственных функций. При утвержденности учредительных документов собственник может самостоятельно организовывать доступ к принадлежащей ему информации, разделив её по степени секретности сведений на группы. Наряду с этим законодательство устанавливает расширенный правовой статус органов исполнительной власти, которые уполномочены проверять формирующиеся в среде массовых коммуникаций сведения на предмет их соответствия требованиям национальной безопасности.

Данные сочетания правовых норм являются типичными для законодательного обеспечения аудиовизуальных коммуникаций в современной России и даже составляют его фундамент. С одной стороны, они не играют тормозящую роль в развитии информационного гражданского общества. С другой стороны, их наличие требует существования в государстве эффективной и демократической правоприменительной системы.

Г.Н.Ланской   

Обсудить статью





Вернуться к оглавлению

 
 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, пишите на support@ftad.ru
 Контактная информация ФТАД: Москва, ул. Никольская, д. 7/9, т. (495) 698-36-23

Система обратной связи работников, студентов и аспирантов с администрацией университета Рассылка 'Новости ФТАД' Rambler's Top100 Rambler's Top100 Архивы России