В современном мире аудиоинформация все интенсивнее приобретает не только коммуникационные, но и сиситемообразующие функции, активно и действенно влияя на ход цивилизационного процесса. Это обуславливается взаимосвязанным влиянием таких мошных факторов как научно-технический прогресс и общественный вызов, определяющих место и предназначение аудиосферы в информационном поле. Характерной чертой времени становится нарастающее преобладание общественной функции звуковой информации, нацеленной на формирование как социально-политического, так и эстетического векторов массового сознания- с чем непосредственно связано нарастание потока аудиодокументации.
По природе своей фонодокумент являет триединую суть технического изделия, социального явления и исторического свидетельства. Синтезируя в себе перечисленные начала, он запечатляет всю многоаспектность информационного образа современного ему мира. Внедрение звукозаписи как средства фиксации объективной реальности в самых различных ее ситуационных проявлениях делает познавательную составляющую фонодокумента как такового все более универсальной и всеохватной, кардинально расширяет ее информативность. Характеризуя таковую можно определить несколько направлений, представляющих интерес с точки зрения архивирования аудиоинформации и сохранения звукового документа как носителя исторической памяти. Первой традиционно и хронологи чески в этом плане является область аудиоиздательской деятельности, создающая огромные объемы фонодокументации, отражающей "массу фактов и явлений в первую очередь культурно- исторического характера. За более чем вековое ее существование выработались и укоренились научно и практически обоснованные методы сохранения данного исторического наследия, которые вполне применимы и адаптивны к появляющимся новым по внешней форме разновидностям аудио документов.
Не менее традиционной средой аудиоинформации и аналогичной документации- остаются СМИ, дающие безграничный и по формальным и по содержательным признакам массив звуковых документов, значительная часть которых является единственным! (а часто и единственно возможными) носителями и оперативной и ретроспективной памяти о событиях и фактах общественного бытия. Архивирование данной информации имеет целый ряд своеобразных нюансов, связанных скорее с технической и организационной стороной дела. В то же время данные аудиодокументы требуют серьезной проработки комплекса теоретических проблем исторического и общегуманитарного познания их природы и сущности. Новым явлением для фоноархивистики является среда Интернета, в которой все заметнее становится поток интересной для нее звуковой информации, в основном -художественного плана. В настоящее время только намечаются подходы и методы ее архивирования, но можно прогнозировать рост актуальности указанной проблемы в самой ближайшей перспективе.
Рост потребительской доступности средств фиксации звукового ряда современных реалий стимулирует ощутимое увеличений такой информации, запечатляющей массу фактов интеллектуальной и практической деятельности в непосредственной ее реализации. Данная среда производит трудно поддающуюся четкому определению в количественном и качественном отношении массу аудиодокументации. В ее потоке для архивирования наиболее интересны, естественно, документы, фиксирующие явления творческого, научного и мемориального плана. Вместе с тем, необходимо отметить, что в части аудиодокументации данного происхождения архивоведческие проблемы наименее разработаны во всех их аспектах.
Не менее объемна и аудиоинформация создаваемая в самодеятельной и бытовой среде, где звукозапись является и средством самовыраженеия, и средством неформальной коммуникации, и чисто потребительским элементом личностного характера- Ее поток своеобразен и безграничен, что создает огромные проблемы в случае нацеленности на архивирование отдельных ее элементов. Вместе с тем, определенные подмассивы подобных фонодокументов могут дать репрезентативный материал для изучения социальной, эстетической (особенно неформальной), профессиональной и т.п. среды в определенные периоды общественного бытия. Естественно, специфика такого рода документации в силу ее происхождения создает массу малоизученных проблем в качестве части звукового исторического наследия.
Деятельность фоноархива, направленная на формирование представительного собрания звуковой документации, запечатляющей информационный образ общества, в силу вышеозначенных свойств аудиодокументации требует выработки подходов к решению названной задачи, основанных на всестороннем анализе модернизационных явлений, вызовов времени, адаптации к современности накопленного опыта.