Открытие в Историко-архивном институте РГГУ в 1994\1995 учебном году необычного по названию и профилю нового факультета под названием "факультет технотронных архивов и документов" (ФТАД) стало подлинной сенсацией в мире образовательных услуг. Ничего подобного ни тогда, ни вплоть до настоящего времени не было создано. Речь шла о подготовке универсальных специалистов, способных работать не только с традиционными документальными комплексами, создаваемыми, как правило, на бумаге, но и с документами поливидового характера и назначения, носителями информации которых могли бы стать стекло и плёнка, винчестер и CD - диск.
Другими словами, речь шла о планомерном выпуске специалистов, владеющих современными информационными и коммуникационными технологиями в работе с научно-техническими, кинофотофоновидео- и электронными документами в архивах различного профиля и ранга независимо от формы собственности учреждения, организации и предприятия - создателя комплекса документов или отдельного лица.
Разумеется, возникновение в структуре РГГУ столь неординарного факультета сразу и притом существенно не могло изменить ситуацию острой нехватки такого рода специалистов. Но именно тогда с возникновением идеи образования факультета был сделан первый, но весьма существенный шаг к открытию на базе факультета нескольких оригинальных специализаций - "Аудиовизуальные коммуникации", "Управление бизнес-архивами", "Историческая информатика", ставших на сегодняшний день его маркой и частью его образа.
Создание ФТАД было акцией не случайной. Дело в том, что двумя годами ранее, в 1992\1993 учебном году, на факультете архивного дела была открыта специализация "Аудиовизуальные, научно-технические и экономические архивы". Инициатором её открытия выступила кафедра научно-технических и кинофотофоноархивов, преподаватели и сотрудники которой были призваны обеспечить учебный процесс по целому ряду новых дисциплин. Интерес к новой специализации со стороны абитуриентов и основного заинтересованного работодателя - учреждений Федеральной архивной службы России и других организаций - превзошёл все ожидания. Показателем этого феномена стал достаточно высокий рейтинг специализации и высокий по качеству первый набор студентов. Среди них оказались действительно заинтересованные, хорошо подготовленные студенты, обладавшие историческим кругозором и интересом к проблемам научно-технического и творческого характера.
Незаметно пролетел 1994/1995 учебный год, и руководство университета решило организационно оформить специализацию. Тогда встал вопрос о создании факультета. Самым трудным и, как позже выяснилось, сложным оказалось сформулировать предложения о названии факультета. Ведущие преподаватели кафедры научно-технических и кинофотофоноархивов Н.Г. Башарина, Ф.А. Гедрович, И.В. Карапетянц, В.М. Магидов, Л.М. Рошаль, Ю.И. Новосельская подготовили вариант из семи или восьми наименований среди которых одно из последних мест занимал термин "технотронный". Честно говоря, в то время мало кто знал, что это такое, т.к. он использовался в основном в исследованиях американских политологов и социологов. Единственно, чем мы могли оперировать в то время, - это найденное Ф.А. Гедрович упоминание этого термина в "Современном словаре иностранных слов" (М., 1992). В нем трактовка этого термина ограничивалась его "связью с наукой, в особенности ЭВМ", и не имела ярко выраженной документоведческой, архивоведческой и источниковедческой окраски.
В этой ситуации одной из самых острых и злободневных проблем, вставшей перед профессорско-преподавательским составом, стала проблема точного обозначения понятия "технотронный документ" применительно к задачам специализации и его интерпретации. В результате было признано целесообразным трактовать технотронный документ как документ, созданный на самых различных носителях информации (бумага, стекло, пленка, программный носитель и др.) на протяжении всего периода развития цивилизации и способный создать представление о развитии науки и техники, а также об общественной и культурной жизни различных народов. Из этого вытекало, что технотронные документы - это по существу собирательное понятие, включающее в себя все существующие в природе виды и разновидности научно-технической, аудиовизуальной и электронной документации.
О развитии факультета свидетельствует факт создания на основе базовой кафедры научно-технических и кинофотофоноархивов трех самостоятельных кафедр: аудиовизуальных документов и архивов (зав., профессор В.М. Магидов), научно-технических и экономических документов и архивов (зав., профессор И.В. Карапетянц) и электронных документов, архивов и технологий (зав., доцент И.М. Гарскова).
Совместная деятельность этих кафедр по осуществлению учебного процесса в рамках специализации "Аудиовизуальные, научно-технические и экономические архивы" в течение десяти лет была достаточно эффективной и плодотворной. За эти годы было подготовлено более 150 специалистов, работающих в настоящее время в различных отраслях экономики, науки и культуры: это, прежде всего, архивные учреждения, министерства и ведомства, средства массовой информации, международные и отечественные корпорации, банки и др. Наши выпускники занимают достойное место в структурных подразделениях РГАЭ, РГАНТД, РГАКФД, РГАФД, ведомственных архивов (Центрального архива ФСБ, Гостелерадиофонда, Телерадиофонда ВГТРК и других), Музея кино, редакций газет и журналов и др.
Данная специализация дала мощный толчок для самостоятельного развития четырех научных направлений: кинофотофоновидеодокументального, научно-технического, экономического и архивной репрографии применительно к широкому спектру технотронных документов. Следует отметить, что эти направления в учебном плане были методически обеспечены и, как правило, применялись на практике в тесной связи с современными компьютерными технологиями. Кроме того, все без исключения читаемые на факультете курсы лекций и проводимые семинарские занятия имели ярко выраженную междисциплинарную направленность, что достигалось взаимосвязью и взаимообусловленностью документоведческой и архивоведческой, источниковедческой и археографической проблематики.
Решающую роль в постоянном обновлении учебно-методических комплексов и актуализации учебно-методических материалов по дисциплинам факультета играл профессорско-преподавательский состав, надежно и последовательно обеспечивавший учебный процесс.
Научно-технической направление возглавлялось профессором И.В. Карапетянц, удачно сочетавшей в себе профессиональные знания в области отечественной и зарубежной экономической истории, научно-технической информации, архивоведения и документоведения. Весомый вклад в развитие данного направления было внесено доцентом Ф.А. Гедрович. Ее глубокие знания практики деятельности архивов научно-технической документации и теоретическая подготовка в различных областях гуманитарного знания в значительной степени способствовало развитию и популяризации специализации. Высоко оценивался студентами многолетний педагогический опыт старшего преподавателя Ю.И. Новосельской в области научно-технических архивов и библиотечно-библиографических дисциплин.
Аудиовизуальное направление справедливо возглавляет его патриарх - профессор Л.М. Рошаль, чьи поистине энциклопедические знания и авторитет профессионального киноведа и кинодраматурга признаны научной и творческой общественностью. Органично вписался в эти направления кандидат исторических наук Г.Н. Ланской, успешно обеспечивающий учебный процесс по нескольким базовым дисциплинам.
Электронные архивы и технологии являются сравнительно новым направлением в технотронной области. Здесь плодотворно трудятся опытные педагоги и наставники И.М. Гарскова, И.Н. Киселев, Г.Н. Залаев; авторитетные ученые и специалисты Ю.Ю. Юмашева, С.В.Ашмарина, Е.В. Боброва и другие.
Как известно, одной из дисциплин, на которой базируются все перечисленные специализации, является курс "История научно-технических знаний". Его и такие не менее важные курсы, как "Историография и источниковедение истории науки и техники" и "Археография научно-технической документации", бессменно обеспечивает один из крупных ученых в этой области, известный историк и источниковед, архивист и археограф С.С. Илизаров.
В канун десятилетнего юбилея факультета по инициативе профессорско-преподавательского состава и сотрудников были открыты три специализации в ИАИ РГГУ, каждая из которых имеет вполне определенные приоритеты в подготовке специалистов новой квалификации, органически сочетающих в себе естественно-научную, техническую и гуманитарную подготовку, которая соответствует требованиям современного российского образования и профессиональной конъюнктуры.
Отметим наиболее существенные особенности каждой из этих специализаций. "Аудиовизуальные коммуникации" - так называется первая по алфавиту специализация (специальность "Историко-архивоведение"). Ее основу составляет представление об архивах как о необходимой составной части духовной культуры общества и человека. В этой связи специализация предполагает параллельное предоставление студентом фундаментальных и прикладных знаний в контексте развития современного гуманитарного знания. Особенно важным является сделанный в учебном плане акцент на необходимость внедрения современных технологий в развитие специализированной подготовки студентов в области аудиовизуальных коммуникаций.
Свою специфику имеет межфакультетская специализация "Управление бизнес-архивами" (специальность "Менеджмент организации"). Ее целью является подготовка специалистов, способных реализовать себя одновременно в двух профессиональных качествах - менеджеров и организаторов предпринимательских архивов как структурных подразделений компаний. Открытие данной специализации своевременно, потому что сегодня научная общественность и различного рода предпринимательские структуры проявляют научный и практический интерес к экономической истории и её документальному наследию.
Большие надежды по оптимизации учебного процесса связаны со специализацией "Историческая информатика" (специальность "История") как с принципиально новым научным направлением, возникшим в условиях развивающейся информатизации общества в исторической науке. Ее освоение позволит новым поколениям исследователей профессионально использовать компьютерные технологии в исторических исследованиях, получать знания и навыки создания новых типов информационных ресурсов для историков, а также автоматизированных обучающих систем в области истории.
Для реализации текущих и перспективных планов ФТАД необходимо постоянно совершенствовать материально-техническую базу. В этой связи открытие специализаций ставит перед факультетом серьезные задачи её кардинального обновления. Дело в том, что основная часть использованной техники и оборудования давно морально устарела и физически изношена. До сих пор преподаватели и сотрудники факультета вынуждены применять в учебном процессе технические средства и аппаратуру, которые давно уже должны были стать музейными экспонатами. Обучающие методики, применяемые при чтении лекционных курсов, семинарских и практических занятиях настоятельно требуют использования современных технических средств, основанных на достижениях последних лет в области информационных технологий.
И все-таки основное богатство факультета - это его студенты, преимущественно заинтересованные в получении достойного профессионального образования. Большая их часть практически сразу после окончания факультета находит применение своим знаниям. Весь профессорско-преподавательский состав крайне заинтересован, чтобы их работа имела отношение к их специализации. Хотелось бы также, чтобы наиболее одаренные из них продолжали учиться и дальше и смелее шли работать в научные учебные учреждения (в том числе, в РГГУ) с целью развивать и обогащать наше общее технотронное научное направление.
Призываю вас - наши студенты и выпускники - будьте сплоченнее, формируйте прочное сообщество выпускников факультета, не забывайте "alma mater". Успехов вам во всем и всегда!