Историко-архивный институт Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ РГГУ
Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ
   новости гостевая руками студентов наши друзья блог фотоархив библиотека карта сайта о сайте поиск
Чему учим Кто учит Что получается
Факультет технотронных архивов и документов (ФТАД) ИАИ РГГУ
БИБЛИОТЕКА ФТАД
Технотронные архивы в современном обществе: наука, образование, наследие
Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию факультета технотронных архивов и документов
(Москва, 20 декабря 2004 г.)

ПРЕДИСЛОВИЕ
 

10 - летний юбилей создания в ИАИ РГГУ ФТАД, по случаю чего и подготовлен настоящий сборник, является, безусловно, важным событием в жизни университета. При этом можно говорить об относительной точности этой даты, поскольку учебно-научные направления, составляющие сегодня содержание базовых образовательных программ факультета, получили свое развитие более сорока лет назад. Их возникновение было обусловлено теми качественными изменениями, которые произошли в обществе прошлого столетия под воздействием инновационных научно - технологических преобразований, создавших новые формы документирования. Научно - технические, аудиовизуальные и машиночитаемые документы вошли в практику человека не просто как более совершенные средства фиксирования и передачи информации, но, прежде всего, как инструмент, более точно обеспечивающий функционирование общества, его коммуникационных, технических, и культурных систем. Определение этих документов как источников, отражающих в полном объеме важнейшие аспекты жизнедеятельности индустриального мира и обозначивших его переход в информационную стадию, было опосредовано их востребованностью исторической наукой в ХХ веке.

В начале прошлого столетия в 1905-1925 гг. в странах Европы произошло организационное и академическое оформление в качестве отраслей исторического знания экономической истории и истории науки, сформировавших научно - практический интерес к целенаправленному сохранению и использованию хозяйственно - производственной документации. В результате этого процесса повсеместно на разных структурных уровнях стали создаваться специализированные экономические и научно - технические архивы, возникла необходимость в подготовке соответствующих специалистов.

Появление в конце XIX - первой половине прошлого столетия фотографии, звуко - и кинозаписи положило начало появлению другой истории - аудиовизуальной летописи повседневности, открывавшей новые возможности мемуаризации событий и явлений, их социального восприятия и научного использования. В 70-80- х гг. в кинфотофоноистории были институализированы два новых направления - устная история и визуальная антропология, которые значительно расширили

Ее научно- дисциплинарные границы. Все эти процессы в свою очередь оказали существенное влияние не только организацию особых архивов с точки зрения их состава и порядка комплектования, но и всей методики научно - практической работы с новыми видами документов. Появилась необходимость открытия специальной подготовки профессионалов в области аудиовизуальных архивов.

Автоматизация процессов управления и широкое применение средств вычислительной техники в 60 - 80 - гг. обусловили повсеместную электронизацию документирования. Начиная с 70 - х гг. машиночитаемые документы стали активно заполнять текущие архивы организаций и предприятий, что поставило перед государственными архивами проблему разработки методических приемов в части создания новых технических средств их обработки с целью организации, хранения и использования. Сегодня этот вопрос стоит с точки зрения обеспечения кадрами более серьезно, поскольку идет почти тотальная софтономизация деятельности различных структур, что неизбежно приводит к электронизации истории, формирования в качестве автономного в архивной и научно - образовательной практике раздела, который мы сегодня называем "электронные архивы".

Указанные научно - практические направления в 60 - 70 - гг. получили концептуальную, теоретическую, методологическую разработку в рамках оформления образовательных программ подготовки кадров в ИАИ по специальности историко - архивоведение, значительно расширившие ее профессиональные границы. Первоначально эти новые программы, получили свое учебно - научное оформление в отдельных дисциплинах, не связанных единой задачей - дать системные знания по созданию, сохранению и использованию не традиционных архивов. Впоследствии эти дисциплины, трансформируясь в специальные научно - образовательные направления, обнаруживали определенное взаимодействие друг с другом, которое постепенно, благодаря особенностям изучаемого объекта, и объединило их первоначально в 1992/93 гг. в рамках одного отделения, а затем в 1994 г. и специального факультета ИАИ - ФТАД. Сегодня ФТАД является одним из ведущих факультетов ИАИ РГГУ, где изучаются самые разнообразные как исторические, так и архивоведческие дисциплины, готовящий профессионалов по 3-м специализациям. Несмотря на отсутствие, пока собственной специальности, можно сказать, что ФТАД реализует программы подготовки специалистов, в полном объеме отвечающих самым разным запросам учреждений, организаций, предприятий. Их соответствие уровню современных требований поддерживается новыми разработками преподавателей, сотрудников и аспирантов в соответствующей области знания (архивоведение научно - технической, экономической, кинофотофоно и электронной документации), некоторые результаты которых представлены в настоящем сборнике.

И.В. Карапетянц   

Обсудить статью





Вернуться к оглавлению

 
 
По всем вопросам, связанным с работой сайта, пишите на support@ftad.ru
 Контактная информация ФТАД: Москва, ул. Никольская, д. 7/9, т. (495) 698-36-23

Система обратной связи работников, студентов и аспирантов с администрацией университета Рассылка 'Новости ФТАД' Rambler's Top100 Rambler's Top100 Архивы России